Приложение МААМ

Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

Оксана Гаркалина
Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»

2 слайд: Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности.

В. Сухомлинский

Публикация «Опыт работы: „Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

3 слайд: Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.

• Высокий уровень заболеваемости детей.

• Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.

• Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди

специалистов ДОУ.

• Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

4слайд: Свою работу начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения. Вывела следующие параметры

Параметры

1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале : температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т. д.

2. Продолжительность музыкальных занятий.

3. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

6. Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

7. Психологический климат на занятии.

8. Темп и особенности начала и окончания занятия.

5 слайд: Цель- Способствовать эффективному оздоровлению воспитанников в процессе использования на музыкальных занятиях и режимных моментах здоровьесберегающих технологий

6 слайд: Задачи

• Развивать музыкальные и творческие способности используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;

• Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве);

• Развивать эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность;

• Формировать вокальные навыки (дыхание, артикуляцию, звукооброзование, чистоту интонирования, исходя из здоровьесберегающих технологий и охраны детского голоса

• Укреплять различные группы мышц и осанку, развивть музыкальный слух, вкус и чувство ритма, умение правильно и красиво двигаться.

7 слайд: В своей работе я использую программы: Бурениной «Ритмическая мозайка», Лазарева «Здравствуй», Новоскольцева и Каплунова «Ладушки»,Радынова

«Музыкальные шедевры», методические пособия Картушина «Логоритмика», Стрельникова «Дыхательная гимнастика»

8 слайд: Формы оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников

Музыкально-оздоровительные занятия (тематические)

• Совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники

• Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)

• Кружок по ритмопластики

• Логоритмика

9 слайд: На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии

1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

6. В своей практике использую развивающие голосовые игры, которые являются игровым компонентом фонопедического метода развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук, международного эксперта голосовых технологий. Суть метода в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им.

Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.

10 слайд: мной разработана схема проведения музыкального занятия, включающая в себя здоровьесберегающие технологии

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

11 слайд: Виды музыкальной деятельности

Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания, что не мало важно при заикании ребенка.

С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

12 слайд: Валеологические песенки-распевки Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос пению.

13слайд: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика помогает быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание.

14 слайд: Упражнения на развитие дыхания

Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3. Улучшает дренажную функцию бронхов;

4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Работа, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса, что помогает укрепить и развить дыхательную мускулатуру, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

• Тренировка силы вдоха и выдоха.

• Развитие продолжительности выдоха.

15 слайд: Слушанье - В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы : звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается. Активные формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.

16 слайд: Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию.

17 слайд: музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

18 слайд: Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека, преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию

19 слайд: Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе

20 слайд: Музыкальные рецепты

21слайд: Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях и играх. Изучая систему занятий по развитию чувства ритма у детей М. Ю. Картушиной я обнаружила множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие.

22 слайд: Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

23слайд: Логоритмика Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

24 слайд; Пальчиковая гимнастика Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

25 слайд:. Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

26 слайд: Результаты Улучшается концентрация внимания и его продолжительность,

снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гипперактивных детей.

Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка

27 слайд: Вывод Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки.

Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

28 слайд: список литературы. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Статья о музыке «Музыка как средство воспитания»Статья о музыке «Музыка как средство воспитания» Музыка как средство воспитания «Музыка – поистине общечеловеческий язык» К. Вебер Музыка как средство воспитания с древних времён в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 мая 2013 в 18:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гаркалина (УИ 100218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД