Наталья Смирнова
Опыт работы «Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом. Компонентами содержания социального развития дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру.
Публикация «Опыт работы „Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде“» размещена в разделах
Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура или этнокультура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы: народные игры разных видов, народные игрушки, народный праздник. Произведения устного народного творчества, которые включаются в разные виды детской деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогают дошкольнику понять общность нравственно- эстетических общечеловеческих ценностей.
Говоря об этнотолерантности как о составляющей поликультурного общества мы имеем ввиду народное искусство и русскую народную культуру, который несет в себе уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
Педагоги нашего ДОУ детского сада № 27 «Солнышко» решая задачи по духовному и нравственному воспитанию личности ребенка, его этнотолерантности руководствуются инновационными технологиями. Наиболее эффективной является проектная деятельность, позволяющая создавать естественную ситуацию общения и практическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Были проведены такие творческие, краткосрочные проекты, как «От зари и до зари мы потешки говорим» ( цель: расширять знания детей о малых фольклорных формах, развивать познавательный интерес к истокам народной культуры); «Колыбельные песни – добрый свет» ( цель: продолжать знакомить детей с народной музыкой, с особенностями содержания колыбельных песен); «Русь деревянная» ( цель: познакомить с бытом и традиционными народными
посиделками); «Русская матрешка» ( цель: ознакомление детей с народной игрушкой, с историей ее создания).
Для успешного решения задач по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством стартовал долгосрочный проект «Волшебный узор». В течение проекта проводились беседы с детьми на тему «Волшебный завиток», «Народные игрушки»… В продуктивной деятельности реализовывались следующие темы: «Золотая хохлома», «Мы поедем в Городец», «Водоноска хороша- веселись и пой душа», театрализовано-музыкальное развлечение «Мы на ярмарку ходили». Проводились тематические выставки, использовались информационно-компьютерные технологии («Изготовление и роспись дымковской игрушки», «Гжельские узоры», «Жостово»).
Работа с социумом : экскурсия в библиотеку, краеведческий музей.
Важным аспектом в работе над проектом является родительское сопровождение. Поэтому мы стали активно включать родителей в реализацию задач проекта. Они принимали участие в организации и проведении экскурсий, выставок, пошиве народных костюмов, пополнении предметно-развивающей среды предметами декоративно-прикладного искусства.
Благодаря проекту дети и родители открыли для себя новые стороны русской народной культуры.
Презентация проекта была представлена в двух вариантах: оформлена персональная выставка родительницы «Чудо – мастерица» и праздник с участием детей и взрослых «Мастерами славится земля».
Проектная деятельность дала возможность активизировать знания детей и взрослых реализовывать задачи этнотолерантности в поликультурной среде, сформировать единство взглядов и личностные ценности.
Одновременно с проектированием в нашем ДОУ проводятся праздники, в том числе народные обрядовые «Масленица», «Посиделки», «Рождество», «Ярмарка».
Данная тема нашла отражение в реализации рабочих программ по кружковой работе детей : «В мире фольклора» ( цель: донести до
дошкольников ценность русского фольклора, как источника народной мудрости, показать родителям возможность использования произведений фольклора для формирования у детей интереса к культуре родной страны, своего этноса); «Сказка за сказкой» ( цель: уточнить и систематизировать знания детей о русских народных сказках). Эти программы позволили вести работу с талантливыми детьми, создать максимально благоприятные условия для поддержания интереса к устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм.
Реализуя задачи воспитания этнотолерантности на основе сотрудничества с семьями доказано: формирование патриотических и нравственных качеств – процесс двухсторонний «детский сад – семья». В результате обозначились положительные тенденции в межличностных отношениях, в развитии патриотического, гражданского сознания через знакомство детей с устным народным творчеством, народной игрушкой, народными играми, народными музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками.
Праздники, театрализовано-музыкальные развлечения, семейные вечера, тематические проекты подводят своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них, взаимодействие с представителями разных этносов способствует накоплению опыта деятельности и поведение на материале народной культуры, становлению этнотолерантных установок. А значит в будущем дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа, быть достойными гражданами России.