Кристина
Опыт психологического сопровождения младшего школьника с глухотой в условиях индивидуального обучения в сельской школе
▼ Скачать + Заказать документы
Пляскина Кристина Сергеевна, учитель -дефектолог, МОУ Ононская СОШ.
Опыт психологического сопровождения младшего школьника с глухотой в условиях индивидуального обучения в сельской школе
В России количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5 %.[4]
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В условиях модернизации образования сельская школа призвана, способствовать развитию и формированию личности и индивидуальности как здоровых детей так и детей с ОВЗ, созданию условий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход к развитию способностей каждого школьника. Поэтому профессиональная деятельность учителя сельской школы полифункциональна. Ему приходится брать на себя функции педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов. [6]
Целью психологического сопровождения глухого ребенка специалистами в учебно-воспитательном процессе, охватывающем всех его участников (педагогов, обучающихся, родителей, администрацию, является создание оптимальных образовательных условий, обеспечивающих преодоление или минимизацию проявлений в структуре нарушения. [8]
В МОУ Ононской СОШ обучается ученик, имеющий нарушение слуха (глухота, который находится на индивидуальном обучении.
По результатам диагностики у ребенка были выявлены следующие особенности: заниженная самооценка; высокий уровень личностной тревожности; сверхчувствительность к негативному отношению к себе, (ребенок заранее настроен на негативное восприятие себя со стороны окружающих, большинство ситуаций ребенок воспринимает как угрожающие); ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию; склонен проявлять защитную агрессию.
Для того чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться в обществе, на базе школы был реализован проект «Просто жить».
Целью проекта является: адаптация детей с ОВЗ к социальному миру, осознание себя, как части общества, усвоение ребенком норм и правил общения, принятых в обществе.
Задачи проекта:
1. создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
2. вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;
3. оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. развить навыки общения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
5. способствовать развитию эмпатии у учащихся школы к детям с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении.
Тематический план мероприятий в рамках проекта «Просто жить»
1. Беседа с учениками «Мир глухих».
2. Проведение конкурса «Эмблема проекта».
3. Игровая программа «Когда мы едины - мы непобедимы».
4. Мастер классы для учащихся с 1-4 класс «А и Б сидели на руке» (Знакомство с дактилологией, техника дактилирования); для учащихся с 5-9 класс «Дактилология. Техника дактилирования».
5. Мастер классы для учащихся «Жестовый язык и я».
6. Конкурс рисунков и плакатов «Мы вместе».
7. Подготовка к итоговому мероприятию, разучивание песен и стихотворений.
8. Конкурс стихотворений и песен на жестовом языке «Жить здорово».
9. Подведение итогов проекта, награждение участников проекта.
Ребенок с нарушенным слухом с удовольствием активно участвовал во всех мероприятиях в рамках проекта.
Мы считаем, что цель нашего проекта достигнута, получены следующие результаты:
1. Для ребенка с нарушенным слухом: расширение социальных контактов; стал более уверенным в себе; стал посещать кружок «Очумелые ручки»; старается не пропускать школьные мероприятия и активно в них участвовать; агрессию не проявляет.
2. Результаты для участвующих в проекте: активное взаимодействие с ребенком с нарушенным слухом; выучили основные жесты, дактилологию с помощью чего могут общаться с глухими людьми; исполняют песни и стихотворения с сурдопереводом на школьных мероприятиях, так и в доме культуры.
Таким образом, опыт психологического сопровождения младшего школьника с глухотой в условиях индивидуального обучения в сельской школе показал, что успешная социализация и адаптация ребенка с нарушенным слухом зависит не только от его самого, но и от родителей, учителей и учащихся.
Литература
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие / Т. Г. Богданова, - Москва: Академия, 2002. – 224 с.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.
4. Кравченко А. И. Общая психология : учеб. пособие / А. И. Кравченко. - Москва: Проспект, 2008. - 432 с.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. – М. : Издательский центр «Акадения», 2004.-144 с.
6. Лозовацкая Н. В. Особенности развития личности школьников с нарушенным слухом // Вопр. теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1-М, РИЦ "Альфа" МГОПУ, 2000. -112 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
8. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Москва: АРКТИ, 2000 — 208 с.
9. Синяк, В. А. Особенности психического развития глухого ребенка : учеб. пособие / В. А. Синяк, М. М. Нудельман; ред. Ю. В. Меньшов. - Москва: Просвещение, 1975. - 109 с.
10. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка : Сурдопедагогика как наука: Учеб. Пособие / П. А. Янн [и др. ]. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.- 248 с.