МААМ-картинки

Опыт кружковой работы ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста

елена панина
Опыт кружковой работы ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви – ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства. Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий». Зеньковский В. В.

.

Публикация «Опыт кружковой работы ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Кризис нравственности и духовности в условиях современной жизни наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нельзя не признать приоритетными.

Ключевая роль в консолидации российского общества в решении этих задач отводится образованию.

Федеральный закон «Об образовании» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

И сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности всех участников образовательного пространства. Безусловно, ведущая роль здесь отводится воспитанию в семье, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении под силу именно учреждениям образования, где работают педагоги-профессионалы.

Основываясь на нормативно-правовой базе, наше ДОУ включилось в работу по ДНВ с октября 2012 года в форме оказания дополнительных бесплатных образовательных услуг (кружковой работы).

Творческой группой были определены цели и задачи работы, намечены пути их реализации на 1 этапе:

-проведение род. собрания с выступлением заведующего православным детским садом Щербаковой Т. Л. с просмотром м/ф дух-нрав. направленности «Путеводительница»;

- анкетирование родителей с целью выявления потребности в занятиях по ДНВ;

Несмотря на различные мнения, в среднем 95% опрошенных семей согласны, чтобы с их детьми проводилась работа по ДНВ в православных традициях и хотели бы, чтобы их дети росли милосердными, послушными и уважающими взрослых (родителей, бабушек, дедушек).

Получив социальный запрос родителей и проанализировав сложившийся в детском саду кадровый потенциал, материально-техническую базу, нами были созданы необходимые условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников. Для повышения уровня теоретических знаний педагогов по православной культуре и изучение разнообразных форм и методов ДНР в различных видах деятельности четыре воспитателя прошли обучение на городских курсах по основам православной культуры. Мы приобрели необходимый методический, аудио и видео материал, подготовили основу для организации мини-центров в группах и методическом кабинете.

На базе нашего детского сада функционируют 4 кружка по данному направлению: «Радость моя», «Свечечка», «Добрые зёрнышки», «Колокольчик». Кружковая деятельность ведётся вне основного образовательного процесса.

В своей работе педагоги реализуют программу Л. П. Гладких «Мир-прекрасное творенье», направленной на формирование не только внешне социально приемлемого нравственного поведения детей, но на становление целостной личности ребенка, всех ее сфер, прежде всего высших: социо-культурной и духовно-практической.

На современном этапе развития образования наиболее эффективным инновационным методом работы с детьми дошкольного возраста является, безусловно, проектный метод. Наши педагоги активно его применяют. Ими разработаны проекты : «Рождество Христово» (воспитатели Савина Т. В, Вдовина В. Н.) «Выкса Православная» (восп-ль Лизунова Е. Д., «Православные праздники» (восп-ль Красоткина М. А.)

На семинаре-практикуме в рамках Православного всероссийского сретенского кинофестиваля «Встреча» в культурно-просветительском центре «Свято-Никольский» в 2012 году нами было приобретено методическое пособие по использованию потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в дошкольных учреждениях, включающих пять DVD дисков с мультфильмами.

Над реализацией проекта «Добрые мультики» работает педагог-психолог Макарова М. А. В жизни современного ребёнка кино и телевидение является неотъемлемой частью мира, в значительной степени его информационной базой. Целью воспитания с помощью фильмов становится комплексное развитие личности ребёнка, его эстетических, моральных и духовных качеств. Обсуждение фильмов в сопровождении педагога формирует способности извлекать из него нравственный смысл, разбираться в чувствах, накапливая духовный опыт.

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включало организацию предметно-развивающего пространства. В группах оформлены православные мини-центры для детей. Их содержание представлено православной литературой, раскрасками, детские православные журналы и календари. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики : «Православные Храмы», «Святые места России», «Православные святые».

Для родителей оформлены стенды в приемных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам «Правила поведения в храме», «Православные праздники», «Роль религиозных праздников в семье» и другие.

В методическом кабинете ДОУ оборудован центр православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудио и видеоматериалы: детская православная программа «Купелька», «Азы православия», «Шишкин лес» и др. ;

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения педагогической деятельности;

-игры по ДНВ;

-иллюстрации, иконы.

Педагоги интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых игр «Хочу быть православным», «Следы - добродетели; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

-продуктивную деятельность: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и театральных постановках.

Традиционным в нашем ДОУ становится проведение православных праздников. В январе состоялся праздник «Рождество Христово», подготовленный воспитателями и детьми групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дошкольники показали мини-концерт с использованием театра-вертеп. В дальнейшем планируется проведение и других православных праздников, таких как: «Святая Пасха», «День Ангела» и др.

Во время посещения Храма дети проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни.

В данном направлении невозможна работа без сотрудничества с родителями. Тематика встреч посвящена духовно-нравственным основам семьи, возрождению семейных ценностей.

Родители заинтересованно участвовали в составлении генеалогического древа своей семьи, в работе круглого стола «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

В дальнейшем мы планируем организовать родительский клуб «Возрождение», целью которого является:

- поднятие престижа института семьи;

- воспитание духовности и нравственности детей и взрослых;

- воспитание уважения к историческому прошлому, к православным традициям русского народа; а также «Православный видеосалон» с просмотром фильмов духовно-нравственной направленности, экскурсии «По святым местам», фотовыставки и реализацию дальнейших намеченных планов.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается

в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сопереживание, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Презентация проекта в старшей группе. «Москва — сердце России». Презентация проектной деятельности для воспитателей на тему:"Москва сердце России". Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт кружковой работы ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 10:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт кружковой работы ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем елена панина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД