Папки-передвижки

Опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

ВРАДИНСКАЯ ТАТЬЯНА
Опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Целью данной статьи является описание опыта организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста в Государственном учреждении образования «Даниловичский детский сад – начальная школа». Материал статьи базируется на практике работы учреждения образования в рамках республиканского инновационного проекта.

В современной сложившейся ситуации неустойчивости ценностей в обществе особое внимание педагогической общественности привлечено к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как личность. Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации, лекции, нравоучения на эту тему. Поэтому, наш педагогический коллектив задумался, как сделать этот нелегкий процесс воспитания интересным не только для наших обучающихся и их законных представителей, но и для нас самих. И решая данный вопрос, мы обратились к инновационным воспитательным технологиям, которые как нельзя лучше помогают раскрыть процесс духовно-нравственного воспитания во всей его многогранности.

Исходя из специфики нашего учреждения (детский сад – начальная школа, работу в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся мы начали с дошкольной ступени, так как именно в дошкольном возрасте у детей начинается активный процесс становления мировосприятия, в целом, и, личной и социальной идентичности, в частности. Это период развития, когда самое благоприятное время для «вложения» в личность ребенка таких необходимых и культурно обусловленных духовно-нравственных ценностей, как доброта, справедливость, вежливость, честность, деликатность и пр.

С помощью чего же можно привить дошкольникам данные ценности, качества? Ответ очевиден - с помощью технологии дидактической игры. Именно игра в данном возрастном периоде составляет основное содержание жизни ребенка и является его ведущей деятельностью.

С целью внедрения в практику работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшей разновозрастной группы нашего детского сада технологии дидактических игр, мы начали с создания соответствующей предметно – развивающей среды. Так, в групповом помещении появились: «Беларускі куток» (предметы народного быта; символика государства; изображения природного и животного мира Беларуси и т. п., уголок театрализованной деятельности, православный уголок (изображения церковной архитектуры, памятников; атрибуты и поделки к календарным праздникам и пр.).

Наполнив предметно-развивающую среду соответствующими возрасту детей предметами, атрибутами, мы приступили непосредственно к разработке и оформлению самих игр. На данном этапе нами активно использовались информационно-коммуникативные технологии (подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов, создание графических изображений, обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов, создание звукового сопровождения и видеоизображения, выпуск печатной продукции и т. д.). В результате воспитателем старшей разновозрастной группы создана картотека дидактических игр, которые пользуются огромной популярностью среди воспитанников («Рукотворный и нерукотворный мир», «Камень мудрости», «Добро и зло», «Что такое ХОРОШО, а что такое ПЛОХО?»).

Дидактические игры должны не только привлекать воспитанников своей внешней игровой ситуацией, но и выполнять свою непосредственную обучающую функцию. Для того, чтобы цель игры была достигнута, воспитатель создает определенные условия для ее проведения: спокойную доброжелательную атмосферу в группе, простой и доступный материал, яркая эмоциональная и интересная речь самого педагога.

Очень часто мы практикуем проведение дидактических игр в детском саду совместно с учащимися нашей начальной школы, тем самым обеспечивая процесс преемственности в духовно-нравственном воспитании дошкольного и начального образования. Реализация такой преемственности необходима, так как задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста не могут быть решены в полном объеме в силу возрастных особенностей детей этого возраста.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников, мы обратились к таким инновационным технологиям как коллективное творческое дело, нестандартные технологии (импровизации, квест-игры, флеш-мобы, тематические дни и пр., арт-технологии, здоровьесберегающие и личностно-ориентированные технологии. Данный выбор, неслучайный, так как именно применение данных технологий в совокупности позволило нам не только привлечь внимание учащихся к вопросам духовно-нравственного воспитания, но и включить в данный процесс и родительскую общественность.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание на первой ступени общего среднего образования мы реализуем через следующие направления:

• реализация факультативного курса «Основы православной культуры»;

• участие в районной олимпиаде ««Основы православной культуры» для учащихся 4-6 классов, в районных Покровских образовательных чтениях и т. п. ;

• организация и проведение традиционных праздников по народному календарю совместно со Свято - Никольским храмом, расположенным на территории нашего агрогородка;

• организация и проведение работы с законными представителями обучающихся в рамках семейного клуба «Мы вместе!», где практикуются совместные с детьми занятия, праздники, нестандартные родительские собрания, а также работа по телефону и в режиме «online»;

• введение в систему ОВР серии классных и информационных часов духовно – нравственной направленности.

Большой резонанс в нашем учреждении имеют общие для детского сада – начальной школы праздники, посвящённые Дню матери (Покров Пресвятой Богородицы, Рождеству, Пасхе. Проведение таких ярких календарных праздников стало традицией, и именно они проходят в формате нетрадиционных технологий, коллективного творческого дела и арт-технологий.

Почему мы выбрали именно эти направления в воспитательном процессе? Ответ очень прост: данные технологии затрагивают не только такие психические процессы, как внимание, память, воля, мышление, но, и в большей степени, они распространяется на эмоциональную сферу детей. А именно «эмоциональное переживание и прочувствование» позволяют детям младшего школьного возраста лучше усвоить такие духовно-нравственные категории как добро и зло, мудрость, душевность, сопереживание, тактичность и др. Совокупность в применении данных технологий помогают нам формировать стремление к тому, чтобы обучение переросло в самообучение, соответственно воспитание - в самовоспитание, а развитие - в саморазвитие.

Опыт применения указанных инновационных воспитательных технологий сейчас открывает перед нами их преимущества в работе, как с дошкольниками, так и младшими школьниками. Творческая деятельность, на которой базируется большинство технологий, обеспечивает повышение интереса обучающихся к вопросам духовно – нравственного воспитания, обеспечивает его успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния. Методы, используемые нами, универсальны и могут быть использованы для решения широко круга не только воспитательных задач, но и учебных в том числе.

Приведем пример применения нами элементов арт-технологий в своей практике. Так, на уроках литературного чтения, на классных и информационных часах, факультативных занятиях учащиеся активно рисуют иллюстрации, оформляют сказки и рассказы. По этим иллюстрациям пересказывают произведения, дополняют его новым содержанием, что развивает их творческие способности, расширяет их сознания, совершенствует взаимодействие с окружающим миром. Такие сказки и рассказы вызывают сильное эмоциональное проявление у детей. Образы, представленные в произведениях, апеллируют к двум психическим уровням – сознанию и подсознанию, что дает дополнительные возможности для знакомства детей с духовно-нравственными категориями, а также для развития коммуникативных навыков младших школьников. Сказки, рассказы содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей. Читая их, дети узнают, как устроен мир, кто его создатель, какие трудности могут встретиться человеку на его жизненном пути, как приобрести и ценить дружбу, любовь и т. д.

Таким образом, с помощью арт-технологии ребенок не только узнает об основных этапах жизненного пути человека, но и в образной форме получает представление о становлении и развитии личности в целом. Занятия и мероприятия, проведенные с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Это является исключительно важным для всех детей.

Наблюдения за ребятами, беседы с ними и их родителями, показывают, что включение в духовно-нравственный воспитательный процесс инновационных форм работы способствуют достижению поставленной цели: формированию полноценной духовно-нравственной личности обучающихся. У ребят повышается степень развития духовной сферы, они имеют сформированные нравственные качества (честность, сочувствие, дружелюбие, взаимопомощь, умение прощать и осознавать вину, склонны проявлять заботу об окружающих и сопереживать происходящему. Можно также заключить, что в основе поведения детей лежит альтруистический мотив.

Все вышеуказанные показатели позволяют нам говорить о том, что выбранная нами тактика использования инновационных воспитательных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста дает качественный результат, а значит свидетельствует о целесообразности их дальнейшего применения.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 26 октября 2021 в 18:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ВРАДИНСКАЯ ТАТЬЯНА (УИ 1359666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД