Маргарита Викторовна Гасанова
Оптимизация деятельности логопеда в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Современное дошкольное образование базируется на принципах, предполагающих оптимальное сочетание благоприятных условий развития детей, ориентированных на поддержку разнообразия детства как важного периода в развитии человека. На данном этапе в обществе наблюдается массовое неблагополучие детей в речевом развитии, что делает необходимым и актуальным включение элементов логопедической работы в сферу деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Оптимизация деятельности логопеда в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
В последнее время распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах страны имеет тенденцию к увеличению. Большинство детей не имеют сложного речевого дефекта и, как следствие, не подлежат зачислению в специальную логопедическую группу. Однако из подобной ситуации возможен выход, как правило им может явиться открытие логопедического пункта в дошкольном образовательном учреждении или разработка различных путей, позволяющих оптимизировать совместную работу логопеда и других специалистов дошкольного учреждения.
О важности коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, а также ранней психолого-педагогической коррекции дефектной речевой функции указывают научные труды многих ученых, таких как: В. И. Селиверстов, Т. А. Ткаченко, Л. В. Кузнецова, Л. И. Плаксина, Е. А. Стребелева, и др.
О. А. Степанова отмечает, что опыт функционирования подобной организации коррекционно-речевой помощи детям насчитывает на сегодняшний день более 10 лет. Однако, существуют некоторые нерешенные проблемы, которые осложняют работу учителя-логопеда в условиях логопункта и затрудняют ход всего коррекционно-развивающего процесса: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса по коррекционному воздействию на речь детей. Поэтому необходимо раскрыть всю специфику взаимосвязанной работы логопеда и других специалистов в условиях дошкольного логопедического пункта [4].
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования говорит о необходимости создания определенных условий, позволяющих оптимизировать деятельность логопеда в дошкольном учреждении, а также включения его работы в сферу деятельности всех подструктур ДОУ.
В настоящее время существует несколько моделей и направлений, по которым учитель-логопед в дошкольном образовательном учреждении осуществляет свою работу. Рассмотрим наиболее широко применяемую в настоящее время модель, которая построена на основе основных направлений деятельности специалиста. Автор модели – Н. Я. Ларионова, выделяет несколько основополагающих блоков работы: диагностический, профилактический и коррекционно-речевой блок [1].
Диагностическая работа педагога предназначена для того, чтобы выявить особенности и трудности в речевом развитии детей, под которые в перспективе и будет подстраиваться вся система коррекционно-логопедической работы специалиста.
В рамках диагностического блока воспитатель общеразвивающей группы, действует по следующему алгоритму, который разрабатывается учителем-логопедом ДОУ и в дальнейшем обсуждается с педагогом группы:
• изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;
• с помощью специалистов дошкольного образовательного учреждения, выделяет детей с нормальным, опережающим речевым развитием, с задержками и недостатками в этом развитии;
• самостоятельно или с помощью других специалистов ДОУ определяет вид речевых нарушений, устанавливает возможные причины этих недостатков;
• подготавливает групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми [1].
Профилактическая работа определяется в первую очередь, как предупреждение речевых нарушений с помощью педагогических приемов и средств у дошкольников, а также проведение мероприятий психологической направленности. Ведь детская речь в период своего интенсивного становления очень чувствительная к негативным воздействиям внешней среды система. В связи с этим в обязательную составную часть всей профилактической деятельности воспитателя, по мнению Т. А. Матросовой, входят определенные аспекты, а именно:
• охрана нервного, психического, физического здоровья воспитанников;
• обеспечение доброжелательной и психологически комфортной, воспитывающей среды;
• выявление возможных факторов риска в развитии речи на ранних этапах, отклонений от нормы в состоянии здоровья, которые в дальнейшем могут оказать негативное влияние на речевое развитие воспитанников ДОУ;
• подготовка детей к возможным трудностям, которые могут возникнуть на этапе школьного обучения [3].
Однако, насколько внимательным и педагогически целесообразным не было бы отношение воспитателя к воспитанникам, часто оказывается так, что только обычных профилактических мер для полноценного развития детской речи недостаточно. В отношении тех воспитанников, которые уже имеют речевые недостатки, воспитателю будет необходимо использовать несколько другие, отличающиеся методы и приемы воздействия, охарактеризовать которые возможно только с позиций выделения еще одного блока деятельности – коррекционно-речевого.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе, как считает Е. Д. Тоценко, определяется исключительно продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса [5].
С целью достижения оптимальных результатов в коррекционной работе выделяются следующие задачи:
Повышение эффективности коррекционной, воспитательной и образовательной работы.
Исключение прямого дублирования воспитателем занятий, которые проводит учитель-логопед.
Оптимизирование всех организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда, воспитателей, родителей, а также узких специалистов [4].
Для организации на оптимальном уровне координированной работы логопеда и воспитателя с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, Е. В. Мазанова рекомендует применять следующие формы связи между логопедом, воспитателем, узкими специалистами ДОУ и родителями, такие как: личные контакты, беседы, консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям, которые чаще всего связанны с методами коррекции [2].
Совместная работа логопеда с воспитателем включает также:
- проведение практических семинаров;
- участие в медико-педагогических советах;
- просмотры открытых занятий (включая взаимные посещения логопед-воспитатель);
- совместное планирование работы, например, подготовка к утренникам и родительским собраниям;
- оформление методических копилок, памяток, рекомендаций в соответствии с годовым планом работы.
- обсуждения новинок научно-методической литературы;
- ведение совместной документации оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию речи. Например, тетради взаимодействия, из которых воспитатели берут задания для индивидуальной работы с детьми, с учетом речевых проблем каждого ребенка.
Для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы, оптимизации организационных аспектов деятельности логопеда, воспитателей и создания для детей наиболее комфортных условий возможно изменение существующей формы организации детей в группах.
Цель данных изменений – как можно более максимально разделить детей на подгруппы, так, чтобы каждый специалист работал с минимальной подгруппой детей. Такой режим работы способствует созданию наиболее комфортной психологической среды для каждого ребёнка, а специалистам подобрать наиболее удобный режим работы с детьми, создать эффекивные условия коррекционно-образовательной, а, как следствие и речевой работы [2, 4].
Следующим шагом в рамках организации взаимодействия между воспитателями и логопедом возможным является разработка систем совместной диагностики и совместного планирования индивидуальной коррекционной работы. Целью данной формы работы является совместное преодоление речевых нарушений, а также и всесторонняя коррекция не только нарушенной речевой функции, но и неречевых процессов, которые в целом оказывают негативное влияние на формирование личности ребёнка.
Так как нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении и личности в целом. Именно поэтому Е. В. Мазанова выделяет ещё один, важный аспект коррекционной работы - разделение функций логопеда и воспитателя, которое позволит исключить повтор и дублирования воспитателем занятий логопеда [2].
В целях оптимизации содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, логопеды принимают непосредственное участие в подборе речевого материала для занятий воспитателей по развитию речи, который соответствует как произносительным, так и возрастным особенностям детей группы.
Одним из аспектов данной работы, является создание логопедами и воспитателями группы такой предметной среды, которая будет способствовать полному раскрытию имеющихся речевых возможностей детей, а также предупреждению у них возможных трудностей в речевом развитии. С этой целью, Т. А. Матросова считает необходимым создание в группах коррекционных, сенсорно-речевых уголков, которые помогут более успешно осуществлять контроль за соответствием развивающей среды возрастным и речевым потребностям детей, а также давать рекомендации воспитателям и родителям по её обогащению [3].
Таким образом, анализ литературных данных показал, что совместное осуществление коррекционно-логопедической работы логопедом, воспитателем, узкими специалистами образовательного учреждения и родителями воспитанников определяется, как основополагающая задача в практике дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Именно поэтому повышение коррекционно-логопедической компетентности воспитателей, родителей и узких специалистов позволит обеспечить в ДОУ общеразвивающего вида все необходимые условия для улучшения результативности работы логопеда, его взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
Список литературы:
1. Ларионова Н. Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя (Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи). – М., 1987.
2. Мазанова Е. В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. –№ 1.
3. Матросова Т. А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи // Логопедия. –2007. 2007№ 4(8).
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М. : Тц Сфера, 2003.
5. Тоценко Е. Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. – № 2.