Ольга Шестакова Тарасова
Опять о пользе детского чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Детская художественная литература очень богата: потешки, стишки, сказки (народный фольклор, стихи детских авторов, рассказы (о животных, о природе, «Вовка – добрая душа» Барто, Ушинский, Толстой) – как важно вовремя ребенку познакомиться с этим миром уже в дошкольном детстве!
Сегодня хотелось бы затронуть вопросы о формировании позиции читателя у детей, его читательских компетенциях.
Рассмотрим подробнее этапы развития читательского интереса (6 ступеней) :
• достаточный уровень высших психических функций и представлений об окружающей действительности;
• установка на восприятие содержания;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
• элементарные приемы превращения содержания текста в содержание личного познавательного и эмоционального опыта;
• продуктивное участие в совместном чтении со взрослым;
• первый слушательский опыт;
• способность строить свое читательское (слушательское) поведение.
Рассматривая природу вторичных нарушений в развитии детей (по Выготскому, анализируя многочисленные исследования в этой области – наблюдается то, что особенно страдает - развитие главного компонента читательской компетентности – способность превращать содержание текста в сознание своего личного опыта.
• Если слишком яркое и эмоциональное восприятие – читательская (слушательская) деятельность заменяется бездумным восприятием текста;
• Если основным содержанием общения продолжают оставаться события из личного опыта ребенка (воспитание на комиксах, книжках с картинками, компьютерных играх, злоупотребление иллюстрациями или инсценирование, то недоступным остается читательское поведение – чтение с целью получения информации, знаний, а не отдых с книгой.
! Требуется очень тонкое и настойчивое руководство, чтобы приучить детей
к книге как источнику знаний.
Предлагаю Вам десять «Почему» детям необходимо читать:
• Чтение пополняет словарь, учит понимать других и выражать свои мысли.
• Чтение развивает мышление.
• Работа с книгой стимулирует творческое воображение.
• Книги помогают познать самого себя.
• Книги развивают кругозор.
• Совместное чтение объединяет родителей и детей, способствует их духовному общению.
• Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач.
• Книги придают силы и вдохновение, заставляют плакать и смеяться.
• Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально – психического развития ребенка занятие.
Уважаемые взрослые, родители и педагоги! В Ваших силах воспитать у ребенка интерес и любовь к чтению, не пропустите время дошкольного детства!
Мудрости детских книг :
• Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
• Пустяки, дело то житейское.
• А в каком возрасте бывает расцвет сил?
В любом.
• Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.
Литература:
1. Бабаева Т. И, «Как хорошо уметь читать!», обучение дошкольников чтению : Программа – конспект. – СПб: «Детство – Пресс», 2000. – 188 с.
2. Гриценко З. А., «Ты детям сказку расскажи….», З. А. Гриценко, методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка – Пресс, 2003 г. – 176 с.
3. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя / Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. М., 1993. 202 с.