Наталья Артемьева
Описательные рассказы с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
«Описательные рассказы по русским народным игрушкам
с помощью мнемотехники с детьми с ЗПРР»
У детей с ЗПРР: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Состояние связной речи у детей характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Публикация «Описательные рассказы с помощью мнемотехники» размещена в разделах
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель коррекционно-образовательной работы: использовать приёмы мнемотехники в коррекционно-образовательном процессе при знакомстве детей 6-го года жизни с ЗПРР с русскими народными игрушками и русским фольклором.
Задачи:
1. с помощью мнемотехнических квадратов, дорожек, схем-алгоритмов формировать зрительное и слуховое восприятие, речемыслительные операции, наглядно-образное мышление у детей с ЗПРР.
2. воспитывать умение различать народные игрушки, народную роспись и манипулировать ими в игровой деятельности.
Предполагаемый результат:
При систематическом использовании приемов мнемотехники в коррекционно-речевой работе с детьми с ЗПРР, на примере русских народных игрушек и русского фольклора, расширяются представления ребенка об окружающем мире, формируется связная речь.
Актуальность данной технологии:
• чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
• приемы запоминания при работе с детьми с ЗПРР индивидуализированы.
Дидактическое обеспечение:
1. образцы мнемотаблиц по описанию народных игрушек;
2. карточки - мнемодорожки по составлению предложений по русским народным игрушкам (раздаточный дидактический материал);
3. схема для заучивания стихов и потешек;
4. дидактические игры типа «разрезные картинки», «лабиринты», «что сначала, что потом», «найти отличия», «чего не хватает».
5. наглядно дидактический материал по грамматическим категориям языка с русской народной игрушкой;
6. образцы для работы с обводкой, раскраской русских народных игрушек.
Данная технология имеет:
1. Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания и открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа, что особенно важно, для детей с ЗПР.
2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Подходы в работе с технологией мнемотехника :
Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Мнемотехника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трё х этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Но, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, наиболее эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей в частности:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Мнемотехника многофункциональна, на её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
2. раскрывать существенное в объекте;
3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки и рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.
Используемая литература
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005. - 159 с.
2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. - 217 с.
3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М. : Гном и Д., 2001. - 83 с.
4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2008. - 97с.