Екатерина Печникова
Описание системы опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Печниковой Е. А…
Был написан опыт работы на тему «Формирование навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи»
В последние годы в силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин число детей с проблемами в развитии растёт повсеместно.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста. Грамматика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Публикация «Описание системы опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда» размещена в разделах
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организации его поведения, формирование социальных связей. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Проблема овладения детьми грамматическим строем родного языка рассматривалась в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. К данной проблеме обращались Г. К. Чиркина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, М. И. Попова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, А. В. Захарова, обогатив исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями.
А. Н. Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.
Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями.
Дети с общим недоразвитием речи обладают пониженной способностью различать грамматические значения и категории, что в свою очередь ограничивает их способности для творческого использования конструктивных элементов родного языка. Поэтому для более эффективного обучения грамматическим нормам используются специальные приёмы и методы, способствующие усвоению грамматических навыков. Для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации.
Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить эффективные методы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: Систематическое использование дидактических игр направленных на формирование навыков словообразования приведёт к успешному освоению грамматического строя речи детьми с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
формирования грамматического строя речи.
2. Изучить уровень словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
3. Апробировать в коррекционной работе серию дидактических игр
по формированию навыков словообразования у детей с ОНР.
В работе использовались следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эксперимент; наблюдение;
- изучение документации;
- количественный анализ результатов исследования.
Исследование проходило в несколько этапов:
Первый этап: поисковый. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог выявить её современное состояние.
Были определены объект, предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза и метод.
Второй этап: практическая работа. Проводилось диагностическое исследование состояния навыков словообразования у детей 6 года жизни с общим недоразвитием, состояние и систематизация дидактических игр по данной теме.
Третий этап. Обрабатывались, систематизировались результаты диагностического исследования по данной теме.
Был также разработан перспективный план, по которому проводилась работа с детьми
По результатам контрольного среза изменился уровень сформированности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи: высокого уровня достигли 5 детей (Никита Д., Слава К., Андрей Д., Яна З., Лена Х.); среднего уровня – 4 ребёнка (Настя П., Миша П., Валера М, Юра К.); на низком уровне остался 1 ребёнок (Таня И.)
Таким образом, результаты практического исследования сформированности словообразовательных умений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи подтвердили гипотезу относительно того, что именно дидактические игры являются наиболее эффективным методом педагогического воздействия при развитии словообразовательных умений детей.
Это дает основание утверждать, что серия дидактических игр может широко применяться педагогами при обучении и воспитании дошкольников, так как они имеют широкий образовательно-развивающий потенциал.
Вместе с тем, мое исследование не претендует на окончательное решение вопроса по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как овладения функцией словоизменения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обучения согласования числительных с существительными и других.