Светлана Карпушкина
Школьное общественное объединение как способ социализации. Описание практики «Школа безопасности. Профилактика»
▼ Скачать
ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
«Школа безопасности МБОУ СОШ № 2. ПРОФИЛАКТИКА»
Автор - Карпушкина С. С., советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, Пензенской области
I. Регион, в котором реализована практика - Пензенская область
Публикация «Школьное общественное объединение как способ социализации, Описание практики „Школа безопасности, Профилактика“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
II. Укажите тип, наименование, адрес организации, от которой Вы представляете практику - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кузнецка Пензенской области (МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка).
Адрес: Пензенская обл., г. Кузнецк, ул. Калинина, 300
III. Название практики - Организация советником директора по воспитанию конструктивного взаимодействия обучающихся «группы риска» с органами профилактики школы и города, с детскими и молодежными общественными объединениями (ДМОО).
Школьное общественное объединение как способ
социализации и профилактики деструктивного
поведения.
IV. Проблематика /Вопрос - Как подвести учащихся «группы риска» к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы, и от выбора поступков, интересов, компании, друзей, окружения, предпрофессиональных предпочтений зависит его дальнейшая судьба?
Как добиться изменения ценностного отношения детей и молодежи к правонарушениям и формированию личной ответственности за свое поведение и поступки?
V. Краткое название - «Школа безопасности МБОУ СОШ № 2. ПРОФИЛАКТИКА»
VI. Ресурсы сети «Интернет» - Сайт «МААМ. RU» (международный образовательный портал)
https://www.maam.ru/detskijsad/opisanie-sistema-raboty-po-ranei-profilaktike-pravonarushenii-v-mbou-sosh-2-goroda-kuznecka.html
VII. Цель:
1. Организация советником директора по воспитанию конструктивного взаимодействия обучающихся «группы риска» с органами профилактики школы, города, с детскими и молодежными общественными объединениями (ДМОО).
2. Повышение эффективности работы по профилактике асоциального поведения обучающихся.
3. Пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни.
VIII. Задачи:
1. Организация «Позитивной профилактики» через работу школьного общественного объединения «Школа безопасности МБОУ СОШ № 2».
2. Создание ситуации успеха для детей и подростков асоциального поведения, посредством вовлечения в детско – взрослые общности.
3. Создание условий для выявления и реализации творческого потенциала и способностей, обучающихся;
4. Развитие навыков общения, адекватного поведения в конфликтных ситуациях у подростков через организацию тренингов личностного роста, содействующих в проявлении индивидуальности;
5. Формирование потребности в ведении здорового образа жизни и физического развития личности;
6. Формирование осознанной гражданской позиции, основанной на законах и нормах, принятых в Российской Федерации;
7. Формирование личной и социальной компетентности детей и подростков (т. е. развитие у них позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу).
8. Формирование разносторонне развитой, здоровой, активной личности, которая будет способна нести ответственность за свои поступки, ставить перед собой цели и реализовывать их, руководствуясь духовно-нравственными ориентирами, принятыми в современном обществе;
9. Активное обучение социально – важным навыкам, в форме
групповых тренингов;
работы «Лаборатории подростковых вопросов», «Театра Здоровья для детей и взрослых» (с участием узких специалистов (социального педагога, психолога, нарколога и др., представителей органов профилактики (участковых уполномоченных, инспекторов ПДН, ГИБДД и др.,
интерактивных игр;
10. Проведение информационной разъяснительной работы среди учащихся и их родителей.
IX. Описание практики. «Ребенок, с которым труднее всего управиться, – именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся» - сказал Миньон Маклофлин.
Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы, бассейны, компьютерные клубы и множество объединений по интересам. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое. Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к правонарушению, к деструктивному поведению.
Профилактика правонарушений среди подростков во все времена была актуальна.
И школа, как известно, – это первичное звено в системе профилактики.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям, а иногда и к преступлениям.
При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: ЧТО и КАК делать? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики – это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат.
Профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям.
Мы считаем, что профилактика - это формирование адекватного отношения к социальному явлению, тренировка навыков преодоления внешнего давления, умение сказать «нет», умение быть независимым; развитие у ребёнка определенных личностных качеств – уверенность в себе, уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить помощи, и т. д.
Поэтому систематизации профилактической работы в школе уделяется особое внимание. Наиболее важным является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности.
Не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, советник по воспитанию, но и классные руководители, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы - весь коллектив школы участвует в профилактическом, соответственно, воспитательном процессе и задействованы в Программе «Профилактика по профилактике правонарушений, безнадзорности и экстремизма несовершеннолетних, воспитанию толерантного поведения и сознания подростков".
Выработан четкий алгоритм работы и взаимодействия служб сопровождения в ОУ, алгоритм взаимодействия со службами и ведомствами по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних.
Работает "Школа безопасности МБОУ СОШ № 2" (рук. педагог организатор, советник директора по воспитанию Карпушкина С. С.).
Суть практики
Советник директора по воспитанию совместно с учениками (членами Совета старшеклассников, «кабинетом министров» ученического самоуправления школы, педагогами, классными руководителями, при участии «узких» специалистов организовывают работу по «Позитивной профилактике» через работу школьного общественного объединения «Школа безопасности МБОУ СОШ № 2».
Особенность практики
заключается в том, что активное обучение социально – важным навыкам, коррекция поведения учеников «группы риска» происходит в «ненасильственной» форме.
Форме, которую дети и подростки «группы риска» принимают с удовольствием в виде:
-тренингов личностного роста, содействующих в проявлении индивидуальности;
- групповых тренингов;
- работы «Лаборатории подростковых вопросов», «Театра Здоровья для детей и взрослых» (с участием узких специалистов (социального педагога, психолога, нарколога и др., представителей органов профилактики (участковых уполномоченных, инспекторов ПДН, ГИБДД и др.,
- интерактивных игр;
- тематических акций.
Руководствуемся следующими законодательными актами:
- Законом РФ «Об образовании»;
• Конституцией РФ;
• Конвенцией ООН о правах реб нка;
• Гражданским кодексом РФ;
- Федеральным Законом «О государственной поддержке молод жных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
-Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
• ФЗ «Об основных гарантиях прав реб нка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
• Приказом Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 № 619;
- Федеральным Законом «Об ограничении курения табака» от 10.07.2003 87-ФЗ;
- Федеральным Законом «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
- Семейным кодексом РФ;
• Уголовным кодексом РФ;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав реб нка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ;
-Уставом школы.
Механизм реализации:
Этапы реализации проекта сроки
1. Мотивационно – организационный этап (Сентябрь 2022 г.):
- анализ проблем жизни школы, социума;
- определение целей и задач.
2. Познавательно-моделирующий этап (Сентябрь 2022 г.):
-изучение реальных возможностей;
- составление детального плана работы;
- определение обязанностей и их распределение.
3. Практический этап (С октября 2022 г. по настоящее время):
Организация деятельности «Школы безопасности МБОУ СОШ № 2» по блокам:
- подготовка и проведение мероприятий;
- проведение занятий, тренингов, мероприятий, акций
(Серия игровых занятий для детей/подростков и жителей микрорайона: «Я – человек!»);
- мониторинг;
- оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы;
Ежемесячно
5. Рефлексивный (Май 2023 г.):
Подведение итогов деятельности;
Анализ полученных результатов
Благополучателями практики являются:
- обучающиеся 1-11 классов, учащиеся «группы риска»
Участники практики:
- Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями. Является руководителем «Школы безопасности МБОУ СОШ № 2». Организует работу «Школы безопасности».
Осуществляет конструктивное взаимодействие с педагогами школы, классными руководителями, узкими специалистами. Совместно с ними проводит мониторинги, подбирают эффективный дидактический материал, проводят тематические мероприятия, занятия в «Школе безопасности», тренинги, акции; анализируют результаты.
- педагоги, классные руководители. Участвуют в проведении мониторингов, в подготовке и проведении занятий, тематических мероприятий, тренингов и акций. Курируют работу над мероприятием. Выступают в роли тьютеров учащихся «группы риска».
- узкие специалисты (социальный педагог, психолог, нарколог и др., представители органов профилактики (участковые уполномоченные, инспектора ПДН, ГИБДД и др.). Участвуют в проведении мониторингов, в подготовке и проведении занятий, тематических мероприятий, тренингов и акций. Проводят личные и коллективные консультации ученикам и их родителям (при необходимости).
- представители родительской общественности. Участвуют в процессе работы «Школы безопасности МБОУ СОШ№ 2», являются помощниками в подготовке и проведении занятий, тематических мероприятий и акций.
X. Результаты реализации. В результате работы в «Школе безопасности МБОУ СОШ № 2» (проведение занятий, тематических мероприятий, тренингов и акций) мы сможем быть уверены, что
- Учащиеся «группы риска» будут вовлечены в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
Продолжится организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
Осуществится поддержка инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия, испытание себя (походы, спорт, значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
XI. Ресурсы - материально-технические ресурсы общеобразовательной организации;
- наличие интернет-ресурса для информационно-методического сопровождения проекта;
- материально-технические ресурсы общеобразовательной организации.
- привлечение ресурсов социальных партнеров и органов профилактики города
Материалы: материалы, необходимые для презентации, тренингов, акций. Раздаточный материал.
XII. Команда практики.
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка – Карпушкина Светлана Станиславовна,
Заместитель директора по воспитательной работе – Ягудина А. М., социальный педагог – Иванушкина С. В,
психолог – Винокурова Н. В. ,
классные руководители, учителя-предметники,
обучающиеся 1-11 классов,
родители,
социальные партнеры; органы профилактики
XIII. Материалы.
Приложение 1.
«Театр Здоровья» для детей и взрослых.
Серия игровых занятий «Я – человек!
Занятие № 3:
«Я и другие. Отчего бывает одиноко? Учись общаться!»
Приложение 2.
«Театр Здоровья» для детей и взрослых.
Серия игровых занятий «Я – человек!
Занятие № 5:
«Здоровый образ жизни для всей семьи. Нужны ли ребенку «взрослые» привычки?» (Табак. Алкоголь. Наркотики. Умей сказать – НЕТ)
Приложение 3.
«Театр Здоровья» для детей и взрослых.
Серия игровых занятий «Я – человек!
Занятие № 2:
«Волшебная страна чувств» (Радость, грусть, интерес, дружба, любовь, вражда, зависть, одиночество).
Приложение 4.
«Театр Здоровья» для детей и взрослых.
Серия игровых занятий «Я – человек!
Занятие №4:
«Я и моя семья». (Семья и ее функция. Ролевые позиции в семье)
Приложение 5. Игра-путешествие по ОБЖ «Знай, умей, действуй!» (сш 2. г. Кузнецк)
Приложение 6. ПРЕЗЕНТАЦИЯ сш 2 (система ПРОФИЛАКТИКИ)