Светлана Викторовна Игнатьева
«Здоровьесбережение и приобщение детей к здоровому образу жизни». Описание педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с законом Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро, медики отмечают тенденции к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Выбор этой темы мною не случаен, т. к. возникают вопросы:
Публикация «„Здоровьесбережение и приобщение детей к здоровому образу жизни“, Описание педагогического опыта» размещена в разделах
- Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку?
-Как развивать интерес к занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни?
-Как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью детей?
Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является создание условий для укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни. Изучив нормативные документы по данной теме, методики, поставила цель: охранять здоровье детей и формировать основы культуры здоровья через решение следующих задач:
-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
-Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
-Формировать начальные представления о своем теле, здоровом образе жизни;
-Развивать физические, личностные и интеллектуальные качества.
Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:
-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка,
-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом,
-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей,
-наглядности: показ, словесное сопровождение, игровые приемы.
Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды.
Результат возможен только благодаря системе работы. Поэтому, во-первых, очень тщательно продумывала окружающее детей предметно-развивающее пространство.
Развивающая предметно-пространственная среда.
В группе созданы условия, дающие каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать любимое занятие. Среда в группе отвечает принципам функционального комфорта и безопасности. Материал доступен, позволяет самим детям вместе с воспитателем изменять, трансформировать с учетом содержания двигательной деятельности и снятия нагрузок.
В группе имеется «Спортивный уголок», оснащенный массажными дорожками, уголок уединения с мягкими игрушками, сундучок для ряжения, больничка доктора «Айболита», чудо-черепаха по сенсорике, книжная полочка и многое другое.
Таким образом, создаю условия для развития мотивации, чтобы ребенок осознанно относился к сохранению своего здоровья.
Взаимодействие с семьёй.
Работа с родителями заключается в развитии мотивации родителей к сотрудничеству по проблеме здоровьесбережения.
Взрослые должны помнить, что малыш не имеет достаточных знаний, умений. Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Активно приобщаю родителей вместе с детьми проживать дошкольное детство. Изучила особенности каждого ребенка в семье. Предоставила родителям информацию о ДОУ, какие мероприятия проводятся с детьми. Провела «Семинар-практикум» по здоровьесбережению, где родителям были продемонстрированы фрагменты физкультурного занятия, предложены проблемные ситуации, дискуссия по теме, литература, различные памятки по укреплению здоровья.
Регулярно провожу индивидуальные и подгрупповые консультации. Приглашаю родителей на открытые просмотры режимных моментов, праздники и развлечения.
Родители получают необходимую информацию из группы, созданной в социальной сети «В контакте», на информационных стендах, на официальном сайте детского сада. Активно помогают в оформлении развивающей предметно-пространственной среды, участвуют в реализации проектов.
В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны различные игры и упражнения, составлены памятки для родителей ( например: «Как следить за осанкой», «Гимнастика для глаз» и т. п).
Совместная деятельность с детьми.
Основой работы по здоровьесбережению является соблюдение режима дня. Мы вместе с детьми ежедневно делаем утреннюю гимнастику с включением упражнений (на дыхание, укрепление мышц глаз, развитие пальцев рук, физические упражнения, следим за чистотой окружающей среды, соблюдаем правила гигиены. Также в образовательный процесс включаю упражнения на релаксацию, познавательные игры, экспериментирование, физкультминутки, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. По развитию навыков очень важна индивидуальная работа.
Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать их с первых минут. Для этого предварительно продумываю методические приемы. Наряду с традиционными, использую и инновационные технологии:
-технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Музыка издавна считается одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Дети приобщаются к музыке не только на музыкальных занятиях. Музыкотерапия сопровождает детей во время пребывания их в детском саду. Так во время утренней гимнастики звучит ритмичная музыка, засыпают дети при звучании спокойной классической музыки. А главное, музыка способствует созданию хорошего настроения.
-технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Цветотерапия – в свободное время экспериментируем с цветом, красками. Этот процесс развивает у детей свободу и творческую активность. Рисуем музыку, настроение, кляксы, рисуем на мокром листе и т. п.
-сказкотерапия - для своей группы подбираю сказки и потешки, в соответствии с возрастом детей.
-песочная терапия - игры с песком в летний период.
-ароматерапия. В группе имеются мешочки с луком и чеснок - для профилактики ОРЗ.
Особую значимость в процессе сохранения здоровья детей имеют двигательные задания, подвижные игры, которые всегда интересны, обладают большим эмоциональным зарядом, дают возможность увеличивать двигательную активность детей в ДОУ.
Использование в комплексе здоровьесберегающих технологий в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Чтобы у детей укреплялось желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, научиться вести себя, не причиняя вреда себе и другим, очень важно всем специалистам ДОУ (медперсоналу, музыкальному руководителю, педагогу-психологу, воспитателям и родителям работать в системе.
В результате проделанной работы у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладели необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе. Уровень заболеваемости не снизился, но и не увеличился – в данном возрасте отсутствие отрицательной динамики является хорошим показателем, т. к. дети ещё маленькие и часто болеют.
Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости - это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!