Лучший педагог года

Описание опыта работы

Хайруллина Эльза Вазировна
Описание опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"- сказал Л. Н. Толстой.

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

Публикация «Описание опыта работы» размещена в разделах

До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов:

• Место и функции занимательности на уроке;

• целесообразность ее использования;

• методика проведения;

• систематизация игр, которые требуют разрешения.

Активизация познавательной деятельности обучающихся - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.

Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.

Психика не зеркальное, пассивное, а активное отражение действительности. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности.

Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Ученик проявляет себя как личность в процессе усвоения материала. Важно понять какую важность для ученика имеет учебный материал и его познавательная деятельность.

Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ученика объектах, Учитель стремиться направить активность познания ребенка на выполнение учебных задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного материала может быть различной и неадекватной требованиям учителя.

Учитель сосредотачивает внимание на логических операциях мышления, активность мысли ученика сосредоточена на примерах и описаниях. Ему кажется, что легче и важнее запомнить пример, чем правило, или наоборот, учитель стремится сосредоточить активность сознания ученика на фактическом материале, формируя умение применять правило в изменившихся фактических условиях, дети продолжают говорить о правилах и понятиях, не умея их разъяснять самостоятельно подобными примерами.

У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами.

У меня пока небольшой опыт. В своей работе использую такие методы для активизации познавательной деятельности своих учеников на уроках математики, как дидактические игры, уроки – путешествия, математические уроки сказки, веселые задачи в стихах, математические загадки, сказочные задачи, математические сказки, задачи занимательного характера, головоломки, кроссворды, логические задачи.

1. Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. На уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.

2. Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т. е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.

На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет проникнуть на урок юмору. Фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать литературное произведение. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Сказки можно включать в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях.

3. В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.

4. Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

При использование выше перечисленных средств мои учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит моих учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания. Это приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. И главное, никто не скучает на уроке. При этом я не забываю о том, что игровой и занимательный материал должен быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока. При использовании занимательности я всегда слежу за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном уроке. Использую занимательный материал для активизации мышления детей в разных направлениях: по отработке какого-то конкретного навыка или умения, т. е. на уроках закрепления или обобщения или же на разных этапах урока. В качестве устного счета - всевозможные варианты игр и во время объяснения новой темы или подготовке к ней.

Пытаюсь создавать условия для повышения общей познавательной активности учащихся в начальных классах, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ работы воспитателей Анализ мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности 1 Знание программных задач по физическому воспитанию для детей.

Педагогичекое эссе «Что такое современный воспитатель?» Педагогическое эссе «Что такое современный воспитатель?» Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький С детства я мечтала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание опыта работы
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 13:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Хайруллина Эльза Вазировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД