Наталья Моисеева
Олонхо в творчестве детей Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Она тесно связана с ознакомлением детей с окружающим, развитием речи, фольклором.
Публикация «Олонхо в творчестве детей Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олонхо. Фольклор Якутии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Одной их форм для творческого развития детей является народной эпос – Олонхо. Для ознакомления детей с олонхо я сделала макет – панораму «Три мира олонхо», где отражены Верхний, Средний, Нижний миры.
Древние якуты представляли устройство Вселенной по-другому. По их понятиям, существовало три мира – Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир, небо, разделен на несколько ярусов, по количеству доходящих до девяти. На этих разных ярусах живут якутские божества, внешне похожие на людей, но отличающиеся особым могуществом, мудростью и красотой.
Средний мир – это земля людей, первыми племенами были древние предки якутов, названные в эпосе «айыы аймаза».
Под средним миром расположены подземные страны Нижнего мира. Это страшный, губительный мир, в нем царит вечный мрак, светит ущербные солнце и луна. Живут в нем племена абаасы, страшные чудовища, причиняющие людям зло и вечно враждующие с ними.
Действие олонхо обычно разыгрывается в этих трех мирах.
Рожденный на Девятом небе богатырь Нюргун Боотур отправляется верхними божествами на Средний мир для защиты людей от злых чудовищ. Богатырь стойко борется с их кознями, своей исполинской силой и волшебством в конце концов побеждает их.
Главная идея олонхо – это защита своей родины от врагов, мир и покой на земле.
Созданная мною макет – панорама является прекрасным средством для свободной деятельности детей, закрепляющим знания, полученные на занятиях. Дети свободно обыгрывают сюжеты олонхо, передвигая фигуры героев по сценам трех миров, подражая и имитируя героям. Тем самым раскрывается творческая и мыслительная деятельность детей. Знакомство детей с олонхо показала, что знания детей о духовоной культуре Якутии повысились, дети имеют представления о трех мирах, дают характеристику положительным и отрицательным героям, умеют передать свои впечатления от олонхо через рисование и лепку.
Одним из важных направлений работы считаю ознакомление детей с работами художников – иллюстраторов. Очень интересно изобразили эпизоды сражения художники – иллюстраторы олонхо В. С. Карамзин, И. Д. Корякин, Э. С. Сивцев. Все недобрые, злые персонажи представлены художниками фантазийно. Это страшные существа с когтями и клыками, похожие на змей. Извиваясь и вызывая страх и отвращение у людей, хотят они загубить добро и создать свое темное царство. Мир их мрачен. Здесь нет света, и лишь пленница – «Светозарная Туйаарыма Куо» озаряет это ужасное место.
Черные, длинные брови ее,
Будто черные с серебром
Камчатские соболя.
Как из ости соболя – Одинца
Подобранные,
Ресницы ее –
Синие блестят.
Черные, сверкающие глаза
Прижмуривает она.
Светящаяся улыбка ее,
Как весенняя степь в цвету.
Такой предстает перед Нюргуном «Невиданная красота, неслыханная красота, несказанная красота».
Художники во всех иллюстрациях изображающих Туйаарыма Куо сохраняют тонкую красочную гамму прозрачных желтых, розовато – сиреневых, изумрудно – зеленых и фиолетовых тонов. Ее образ как бы противопоставлен образу зла.
Мужественными, храбрыми, сильными, отважными изображены богатыри. Их света яркие, декоративные, сочные. В них – воплощение огня жизни.
Очень интересно изображено великое древо жизни «Аал – Луук мас». Раскинув ветви с темной зеленью листвы по всему небу, оно невероятно по своей природе. Над его кроной пролетают священные журавли – стерхи, у подножия, на зеленой траве – игрушечно маленький картинный конь. Развевается его грива и хвост, поднято копыто передней ноги – но конь не движется. Это как бы застывшее на века мгновение.
Рассматривая иллюстрации, дети вырабатывают нравственные ориентиры, развивается речь, они постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением ребенок в результате приобретает собственный опыт познания.
При ознакомлении детей с олонхо большое значение имеет взаимосвязь наглядных и словесных методов. Детям подается краткое содержание текста, отдельные места зачитываются, не изменяя текста. Для передачи настроения, характера персонажа используется поэтическое слово.
Некоторые слова разъясняются. Образные слова часто выражают целую картину или комплекс зрительных образов.
Дети старшей и подготовительной группы начинают учиться передавать образ олонхо в рисунке. Для детей старшей группы провожу занятия на темы: «Аал – Луук масс», «Якутские узоры», «Утварь страны олонхо», «Богатырь», «Жилище богатыря», «Одежда и украшения Куо», «Природа олонхо», а для подготовительной группы: «Айыылар», «Богатырь олонхо», «Конь богатыря», «Светлые и темные силы», «Красавица Туйаарыма Куо», «Моя родина – страна олонхо», «Ысыах».
Для детей старшей и подготовительной групп, которые желают дополнительно заниматься рисованием специально ведется кружок «Кустукчаан» («Радуга»). Здесь они развивают свои задатки, готовят работы к различным выставкам. Дети учатся создавать световые композиции, передающие настроение и впечатления от знакомства с сюжетом олонхо, изображая простые предметы в гармоничном световом пространстве.
В следующем этапе работы, большое внимание уделяется построению предметного рисунка, характеристике структуры отдельного предмета, особенностям формы и характерным размерам и функциям. Потом перед ребенком ставится задача композиционного характера, включающая передачу в изображении отношений, взаимосвязей отдельных персонажей между собой. Это требует анализа персонажей, их отношения, анализа окружающей среды. Большое внимание уделяется построению композиций состоящих из двух фигур и предметно – сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек – предмет, человек – животное, человек – человек, человек – природа, животное – животное. Задание такого типа используется для анализа способов взаимодействия между объектами, из образуемых характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений.
Обучение передаче образов олонхо в рисунке несет познавательную, воспитательную, эстетическую функции. Дети достигают определенного уровня знаний об олонхо, о главных героях, дети запоминают, узнают знакомые иллюстрации картины, с помощью изобразительных средств создают образ в рисунке. Развиваются их задатки, фантазия, образное мышление, происходит формирование эмоционального, нравственного мира, эстетического восприятия, удовлетворяется любознательность, возрастает интерес детей к олонхо.
Знакомя детей с олонхо раскрываю картину окружающего мира предков: природу, одежду, жилье, быт, утварь и посуду предков, нравы, обычаи и характер в различных ситуациях. Детям преподносится богатство и образность родного языка. Работая над рисунком, ребенок учится трудиться, уважать труд других людей, учится усидчивости, аккуратности.
Следовательно, ознакомление детей с олонхо и обучение передаче образов олонхо в рисунке способствуют разностороннему развитию детей, необходимому в их последующей жизни