Ольга Потапова
Проект «Несовместимы дети и война»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Несовместимы дети и война».
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
(М. Садовский)
Публикация «Проект „Несовместимы дети и война“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Дети войны, юные герои войны
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Актуальность. Одной из важнейших задач воспитания дошкольников является развитие у них патриотических чувств. Один из компонентов патриотического воспитания - формирование любви к Родине на основе изучения истории своей страны, её героического прошлого.
Между тем, опыт показывает, что современные дети плохо знают героическую историю нашего народа.
Приближается великая дата – 70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Современные дети разделены с непосредственными участниками военных событий уже несколькими поколениями. И каждое следующее поколение знает о Великой Отечественной войне все меньше.
Как же донести до понимания детей представления о тяготах военного времени, которые легли на плечи русского народа? Как познакомить дошкольников с мужеством и героизмом советских солдат и офицеров, отстоявших родную землю, самоотверженностью женщин, стариков и детей - тружеников тыла? Где взять эти знания?
Конечно, из рассказов людей, которые помнят события тех страшных лет. Проведенный опрос родителей наших воспитанников показал, что почти во всех семьях есть участники Великой Отечественной или дети войны.
К сожалению, ветеранов войны с каждым годом становится все меньше. Но воспоминания о событиях военных лет живы в памяти тех, кто в те суровые годы сами были детьми.
Дети войны – это поколение сегодняшних прабабушек и прадедушек. Слушая их рассказы, дошкольники из первых рук узнают о том, как жили взрослые и дети в трудные военные годы, знакомятся с историей своей семьи и всего народа в целом.
А проводя сравнение трудного военного детства со счастливым детством современных детей, можно воспитывать у дошкольников чувство сопереживания и уважения к старшему поколению.
Поэтому реализация данного проекта создает хорошие условия для совместной деятельности педагогов дошкольного учреждения и семьи по патриотическому воспитанию детей.
Тип проекта : информационно - исследовательский, среднесрочный (февраль - май).
Участники проекта : дети подготовительной группы, их родители, прабабушки и прадедушки, педагоги.
Цель проекта : патриотическое воспитание старших дошкольников на материале событий Великой Отечественной войны, формирование интереса к истории страны и своей семьи.
Задачи проекта.
1. Формировать у детей первоначальные представления о героическом прошлом нашей Родины на основе исторических фактов, доступных пониманию дошкольников.
2. Познакомить с жизнью и героическими подвигами детей в годы Великой Отечественной войны.
3. Способствовать организации поисковой деятельности детей и родителей, направленной на изучение истории своей семьи.
4. Воспитывать чувство сопереживания и уважения к старшему поколению, гордости за членов своей семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
5. Оказать поддержку семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
6. Способствовать установлению связей между поколениями.
Способы реализации проекта : познавательные занятия и беседы по теме, рассказы близких родственников (прабабушек и прадедушек воспитанников) о войне, чтение книг о пионерах-героях, о жизни детей в годы войны, рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин по теме, экскурсия к памятнику Павшему солдату на площади Победы, посещение районного краеведческого музея, консультации для родителей.
Предполагаемый результат: В результате работы над проектом воспитанники получат первоначальные представления о героическом прошлом нашей страны, о подвиге русского народа и о жизни детей в годы Великой Отечественной войны. С помощью взрослых дошкольники смогут сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет, узнать о старших членах своей семьи, защищавших Родину от врагов. У детей сформируется чувство уважения к старшему поколению и гордости за свой народ – победитель.
I этап – подготовительный (февраль – март).
Задачи:
1. Определить уровень знаний и представлений детей подготовительной группы о Великой Отечественной войне.
2. Изучить отношение родителей воспитанников к вопросам ознакомления детей с событиями ВОВ.
3. Определить формы и методы работы с детьми и их родителями.
4. Подобрать необходимый литературный, иллюстративный, музыкальный материал для осуществления проекта.
5. Подобрать методическую литературу.
Содержание работы:
Беседа с детьми «Что мы знаем о войне?» - Февраль.
Анкетирование родителей на тему «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?» - Февраль.
Составление плана мероприятий по теме проекта – Март.
Создание информационного и методического обеспечения проекта – Март.
II этап – практический (март – май).
Задачи:
1. Вызвать у детей и их родителей интерес к теме проекта.
2. Обогатить предметно-пространственную среду в группе по теме проекта с привлечением родителей.
3. Через различные виды детской деятельности сформировать представление о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, о вкладе детей в дело Победы, опираясь на региональный компонент.
4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям, формировать у них активную позицию в воспитании и образовании детей.
Содержание работы:
Март.
1. Обогащение предметно-пространственной среды в группе:
оформление альбомов с репродукциями картин на военную тематику; подбор детской художественной литературы о войне и жизни детей во время войны, открыток с изображением пионеров–героев, городов-героев, боевых наград, памятников воинам;
изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Медсестры», «Летчики», «Разведчики», «Танкисты».
2. Образовательная деятельность - беседа «Письмо с фронта» :
- дети ищут ответ на вопрос, почему война называется Великой Отечественной;
- демонстрация фотографий на темы: «Письма с фронта», «Снова в бой»;
- рассматривание плакатов военных лет;
- складывание с детьми треугольного военного письма.
3. Образовательная деятельность - беседа «Несовместимы дети и война» :
- рассказ воспитателя с показом слайдов на тему «Дети и война», «Пионеры - герои», «Всё для фронта, всё для победы»;
- рассказы детей о своих родственниках – участниках войны.
4. Встреча с прабабушками воспитанников группы:
- дети ищут ответ на вопрос, кто такие дети войны;
- рассказ – воспоминание о военном детстве прабабушек Артема и Полины;
- чтение детьми наизусть стихов о войне;
-совместное чаепитие детей с бабушками, вручение им подарков, изготовленных руками детей группы.
АПРЕЛЬ.
1. Физкультурный досуг «В партизанском отряде» :
- игра «Меткие стрелки»,
- игровое упражнение «Лыжники»,
- спортивная эстафета «Доставь донесение в штаб»,
- игровое задание «Перевяжи раненого»,
- игровое упражнение «Стой! Кто идет?»
2. Заучивание детьми стихов о войне : Е. Благинина «Шинель», В. Туров «Дедушкин портрет», С. Пивоваров «Старый снимок», Т. Белозёров «День Победы».
3. Литературно-музыкальная композиция «В землянке» :
- чтение стихов о войне;
- прослушивание отрывков музыкальных произведений: А. Александров «Священная война», В. Агапкин «Прощание славянки», Д. Тухманов «День Победы»;
- пение песен о войне : «Катюша», «В землянке».
4. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Мальчик из села Поповки», Л. Воронкова «Девочка из города», А. Гайдар «Война и дети», А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
5. Рисование детьми по сюжетам прочитанных произведений о жизни детей во время войны, оформление выставки детских рисунков на тему «Дети и война».
6. Сбор информации для Книги Памяти детьми и родителями:
- сбор информации о членах семьи - участниках войны (фотографии, рассказы);
- записывание воспоминаний о войне детей войны;
- совместное рисование с ребенком сюжетов на военные темы.
МАЙ.
1. Образовательная деятельность - комплексное занятие «Этот День Победы» :
- беседа с демонстрацией фотографий памятников героям войны, городов-героев, боевых наград;
- прослушивание песен военной поры;
- художественное творчество по выбору детей: рисование «Салют Победы», аппликация «Подарок ветерану».
2. Посещение залов Боевой Славы районного краеведческого музея:
- рассказ сотрудников музея на тему «Герои – земляки», «Дети и война»;
- рассматривание экспонатов музея.
3. Целевая прогулка по празднично украшенной улице к памятнику Павшему солдату:
- обратить внимание детей на украшение улицы;
- возложение цветов к памятнику.
4. Консультация для родителей «Знакомим детей с Великой Отечественной войной».
- оформление стенда для родителей;
- рекомендации родителям посетить с детьми праздничную демонстрацию, посмотреть праздничный салют.
5. Праздник, посвящённый Дню Победы (проводится по сценарию, разработанному совместно с музыкальным руководителем).
6. Оформление альбома «9 мая – День Победы» :
- проведение опроса детей «Что я узнал о Победе?»;
- оформление альбома с высказываниями и рисунками детей.
III этап – заключительный (май).
Задачи:
1. Провести анализ полученных результатов.
2. Представить результаты проектной деятельности.
Содержание работы:
1. Создание рукописной Книги Памяти:
- обобщение материалов, собранных родителями;
- презентация Книги Памяти.
2. Презентация проекта – обобщение опыта проекта и выступление на педсовете.