Татьяна Белошеева
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на подоконнике».
Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растеневодства и цветоводства.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных растениях.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (горох, картофель, овес, мята, петрушка, незабудка, морковь, чеснок).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений. И не всегда нужна почва для ростков.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков, удаление сухих листьев).
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
Огород на подоконнике способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить и развивать эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений, об условиях, необходимых для роста и развития, результатом своего труда.
Первый этап наблюдения: рассматривание семян и замачивание в тарелочке. Дети активно участвовали в посадке огорода. Мы посадили чеснок, картофель, горох, посеяли овес, незабудки, мяту, петрушку. Дети с нетерпением ждут и наблюдают, когда появится первый росток. Совместными усилиями мы создаем красивый и вкусный урожай на окне.
Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Воспитание любви к природе — основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Далее, наблюдение за ростом растений, с фиксацией результатов в журнале наблюдений.
Огород на окне — это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
Организация посадки.
Организация огорода на подоконнике не только занимательное дело, этот процесс развивает ребё нка во многих направлениях:
Ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
Учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.
Мини-грядка помогает развить наблюдательность, т. к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.
Малыш выполняет полезное взрослое дело сам – сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.
Происходит развитие речи, т. к. все действия сопровождаются рассказом — беседой про новые растения, про посадку, это мотивирует ребёнка описывать свои действия.
Подготовка огорода на подоконнике.
Подготовка подходящей земли и семян, горшочков для посадки.
Мы освободили безопасное место на подоконнике, чтобы ребёнок имел к нему доступ;
Огород на подоконнике предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями;
Приготовили таблички, для того, чтобы воткнуть в горшки. Сделали маленькое пугало.
Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения, коллективный труд и дежурство. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде : поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа.
Какие растения выбрать для посадки?
Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
В средней группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают чеснок, горох, картофель, овес, мяту, петрушку, незабудку, морковь.
Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть. Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, петрушка) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки чеснока можно сделать углубления в земле. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.
Дети уже понимают, что за огородом надо ухаживать, поливать растения, и помогают воспитателю, получая массу положительных эмоций.
Далее мы с детьми пересадим нашу подросшую рассаду на клумбу нашей группы на улицу и будем продолжать заботится и следить за ростом наших «питомцев».
В процессе выращивания их ждут невероятные открытия и радостные впечатления. Энергия детей направляется на развитие воображения, когда они узнают этапы роста проклюнувшихся семян.