Галина Кубиц
Оформление тематической зоны «Космос»
Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разносторонне-развитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.
Цели создания тематических зон в детском саду : роль и значение, основные задачи.
Публикация «Оформление тематической зоны „Космос“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической, стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).
Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства
В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.
В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома
Создание зон различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации зон в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Организация детской деятельности в зонах реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода
Задачи тематических зон в детском саду
1. Образовательные задачи:
• формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира;
• формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических;
• подготовка к обучению чтению и письму;
• знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями.
Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников
2. Развивающие задачи:
• развитие и совершенствование мелкой моторики;
• совершенствование координации движений;
• формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами;
• развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования;
• развитие навыков устной речи;
• развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия;
• развитие физических качеств: ловкости, выносливости;
• формирование и развитие навыка самообслуживания.
В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения
3. Воспитательные задачи:
• создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
• воспитание нравственных качеств;
• воспитание любви к планете;
• воспитание ответственности, в т. ч. социальной;
• воспитание аккуратности, обучение правилам поведения.
Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства
Оформление зон осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. Начиная со старшей группы детского сада, мы изучаем с детьми космос. Для этого была оформлена соответствующая тематическая зона. Для более эффектного усвоения материала, был сконструирован макет планеты Земля и ее спутника Луны. Так же в нашем зоне изображены космонавты, размещены иллюстрации планет солнечной системы. В центре расположили сенсорную ракету, в процессе исследования всех частей ракеты развивается любознательность ребёнка, расширяются его представления о космосе, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Стараемся часто устраивать совместную образовательную деятельность с детьми в нашей тематической зоне, благодаря оформлению зоны непосредственно образовательная деятельность проходит интересно и познавательно.