Татьяна Сергеева
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО. «Мини-музей «Детские забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Детские забавы»
В этом 2016 учебном году нами был создан в группе мини-музей «Детские забавы».
Размещение: мини-музей располагается на многоярусной полке, в доступном месте.
Цель мини-музея такова : формирование интереса к познанию истории и культуры русского народа у младших дошкольников.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО, „Мини-музей „Детские забавы“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Задачи: знакомить детей с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность; знакомить детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, хороводы); знакомить детей с народно-прикладным искусством.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Содержание и экспонаты: центральное место экспозиции занимает «Вертеп». Это небольшого размера ящик, в нижней части его зеленое поле (трава, в верхней части – голубой фон (небо, на котором изображены месяц и звезды. Имеются шторки, закрывающие небо. Вертеп издавна использовался на Руси к качестве сцены для показа рождественского сюжета, а также для инсценирования. Мы взяли «Вертеп» для привлечения внимания детей к какому-то определенному предмету музея. Например, темой недели будут предметы посуды, тогда в «Вертеп» ежедневно выставляется либо деревянная расписная ложка, либо блюдо с городецкой росписью, и т. д. «Вертеп» можно использовать, как сцену для показа сказок, используя настольный театр «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», инсценирования потешек.
Также экспонатами мини-музея являются предметы народного быта : самовар, расписные блюда, деревянные ложки, шкатулки, различные виды игрушек (мягкие, деревянные, резиновые). Различные предметы народного искусства (вышивка, вязание, плетение из соломы, ниток). В мини-музее представлены книги со сказками, потешками, пестушками, которые подобраны в соответствии с возрастом детей.
Формы и методы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея могут быть интересны и разнообразны. Они опираются на образовательные области:
ОО «Речевое развитие. Чтение художественной литературы» :
мини-музей - своеобразная иллюстрация к национальному фольклору, он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством, для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д)
ОО «Познавательное развитие» :
Обращаясь к экспонатам музея можно знакомить дошкольников с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками. Современные дети смогут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа.
ОО «Речевое развитие» :
В мини-музее находят свое место предметы народного быта, которые часто упоминаются в сказках, былинах (ухват, веретено, коромысло, чугунок, лапти и. т. д.) Расширению словаря способствует и знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды.
ОО «Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность» :
Огромный художественно-эстетический потенциал дошкольников раскрывается в ходе знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, которое воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, вызывает эмоциональный отклик, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей, а также решает задачи нравственного воспитания: вызывает чувство уважения к Родине и своему народу, к труду народных мастеров, чувство гордости за их талант и трудолюбие.
ОО «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» :
Музыкальная деятельность в рамках мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, они могут поиграть на народных музыкальных инструментах (деревянные ложки, колокольчики, трещетки, примерить элементы народного костюма (примерить кокошник, венок из цветов, рубаху, сарафан и т. д.)
К созданию мини-музея были привлечены родители детей группы. Они оказали неоценимую помощь в создании мини-музея : изготавливали элементы народного костюма, принимали участие в создании коллекции народных инструментов, помогли обогатить музей книгами с яркими иллюстрациями (сборники сказок, потешек, считалок, загадок, пестушек).
Создание мини-музея «Детские забавы» соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (ФГОС ДО) к развивающей предметно-пространственной среде, так как соблюдены следующие принципы:
Принцип информативности – в мини-музее представлены разнообразные тематические материалы, также могут размещаться предметы и материалы к тематическим неделям, либо ребенок принес свою игрушку и хочет обратить на неё внимание всех детей, помещает её в «Вертеп».
Принцип вариативности – в мини-музее подобраны экспонаты и материалы, соответствующие 3-му году жизни детей. Здесь имеют отражение культурные и художественные традиции русского народа.
Принцип полифункциональности – все предметы и экспонаты мини-музея дети могут использовать в других играх. Допускается, что дети могут брать, например предметы посуды из музея для сюжетных игр «Семья», элементы костюмов - для игр «У нас праздник», матрешек – не только для рассматривания, но и для развития мелкой моторики, обыгрывания построек аз строительного материала.
Принцип педагогической целесообразности – экспонаты мини-музея вызывают эмоциональный отклик и положительные эмоции от деятельности или рассматривания экспонатов.
Принцип трансформируемости – в мини-музее предусмотрена возможность изменений расположения экспонатов, для большего привлечения внимания детей, перемещение экспонатов в другие центры, например матрешки переносятся в центр сенсорного развития (упражнять детей в счете, или в центр художественного творчества для ознакомления с элементами художественной росписи.