Виктория Смольякова
Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Оформление предметно-пространственной среды в группах для организации сюжетно-ролевых игр» Выполнила: Смольякова Виктория Михайловна
Для того чтобы организовать сюжетно-ролевую игру в современных условиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).
Публикация «Оформление предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
2. Организация игрового пространства (организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными; создание безопасных условий игры; игровое пространство должно соответствовать содержанию игры и количеству играющих; атрибуты для сюжетно – ролевых игр должны быть доступны детям
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Наличие игрушек для сюжетно-ролевых игр.
- Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики и т. д.).
- Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемую в труде, средства связи и информации.
-Игрушка-забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
- Маскарадно – елочная игрушка. Она лишь чем – то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. Но этого достаточно, что бы дети играли, жили в образе.
- Спортивно – моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания
- Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.
- Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение, способность воспроизведения.
- Дидактическая игрушка предназначена для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка (шары, пирамиды, матрешки, парные картинки)
- Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей.
- Игрушка – самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала:
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечное хозяйство, транспортные средства, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либоперсонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т. п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям : это прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Немаловажную педагогическую ценность в организации предметно-пространственной среды имеют макеты.
Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет: удовлетворять свои интересы; реализовывать свои возможности; создавать игровой сюжет и реализовать его; проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа: 1. Макеты-модели: Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор, добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок–персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
2. Макеты-карты: Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события–действия - это транспорт. Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала, что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).
Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые бы давали простор изобретательности.