Стефановская Елена
Конспект ООД в подготовительной группе «Ходят капельки по кругу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»
Цель:
Способствовать практическому освоению детьми приёмов исследовательской деятельности при ознакомлении с водой.
Задачи:
Познание - Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твёрдая, жидкая, газообразная); познакомить с круговоротом воды в природе. Способствовать развитию логического мышления, определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Ходят капельки по кругу“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Коммуникация - Развивать фонематический слух. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.
Социализация - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту).
Здоровье - Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Безопасность - Формировать представление о соблюдении техники безопасности в природе.
Музыка - Развивать образное восприятие музыки.
Методы и приё мы:
- игровой (введение игровых моментов)
- наглядный (схема, эмблемы, рисунки)
- словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера)
- практический (опыты)
Предварительная работа:
- чтение пословиц, поговорок, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о воде, прослушивание аудио записи " Шум воды ", дидактические и подвижные игры.
Материал: конверт с письмом, глобус, деревянная дощечка, стаканчики с водой, тарелочки с солью, ложечки, салфетки, эмблемы капелек, схема круговорота воды в природе, картинки по теме: холодильника, крана, чайника и др., музыкальное сопровождение: " шум дождя", лейка.
Ход занятия.
Занятие начинается с игры " Ручеёк "
- Ребята, заигралась я с вами и забыла, что нам пришло письмо. Вот оно. (открываю конверт)
" Здравствуйте дети! Пишет вам Морской Царь. Я прошу помочь вас найти мне ответ на вопрос " Что бывает твёрдым, жидким, газообразным? ". А ответить на вопрос вам поможет моя волшебная лейка.
Морской Царь.
(имитация полива детей)
Ну-ка лейка, лей-лей-лей
На ребяток, не жалей.
В капельки пусть превратятся
От души повеселятся.
- Ой, ребята, вы теперь не просто дети, а настоящие капельки воды. И не просто капельки, а капельки – следопыты. И, как нам известно, капельки очень любят путешествовать. Вы готовы отправиться в путешествие и найти ответ – что же бывает твердым, жидким и газообразным?
Тогда для вас первое испытание…
Посмотрите вокруг и наклейте «капельку» где нужна вода и где ее можно встретить. (дети находят нужные картинки и прикрепляют капельку, например: цветы, деревья, река, чайник, фонтан, аквариум, водопроводный кран, бассейн и т. п.)
- Молодцы, капельки – следопыты, вы правильно определили, кому нужна вода и где ее можно встретить.
(предлагаю «капелькам» занять места за столом в лаборатории №1)
- Посмотрите, что это? (глобус)
- Как вы думаете, что на глобусе обозначено, синим цветом? (вода)
- А чего больше - воды или суши? (воды)
- А что обозначено белым цветом? (снега, льды)
- Правильно, а что такое лед и снег?- (тоже вода, только замёрзшая).
- Мы с вами нашли ответ на первый вопрос, так что же бывает твердым? (лед – это замершая вода)
- Молодцы, и с этим испытанием вы справились.
- А что же бывает газообразным?
- Ребята, а вы знаете, что пар – это тоже вода? Сейчас я вам покажу и докажу это свойство.
Опыт №1 «Пар – это тоже вода»
(Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите чайник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара)
- Мы видим, что появляется пар, а на крышке (зеркале) капельки воды
- Какой можно сделать вывод, проделав этот опыт? (мы увидели и убедились, что пар – это вода).
Все это, незаметно для нас происходит в природе – это и есть образование дождя.
Работа по схеме.
- Посмотрите, на схеме изображено путешествие капелек или как мы говорим… круговорот воды в природе. Кто может рассказать, откуда начали своё путешествие капельки?
Выпал дождь, образовались лужи, пригрело солнышко, вода в лужах нагрелась, и начала испаряться, превращаться в пар. Пар поднимается в небо, там он остывает и превращается в капельки воды, затем они собираются в облака, а облака образуют тучку. Затем эта вода выпадает на землю в теплое время дождем, а в холодное – снегом. Так капельки путешествуют по кругу круглый год. Следовательно, в природе постоянно происходит круговорот воды.
- А вы хотите со мной поиграть?
- Я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими детками - капельками.
Капельки очень любили играть, но почему то сегодня они заскучали, стали толкаться, плакать и пошел дождь…
(музыка – «Шум дождя»)
- И капельки полетели путешествовать на землю. Но мама им строго настрого наказала вернуться домой.
(Дети прыгают, бегают, играют свободно по всему залу).
- Но вот им стало скучно играть поодиночке, собрались капельки и потекли маленькими веселыми ручейками.
(Музыка ручейка). (Дети - капельки соединяются парами и составляют ручейки).
- Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Музыка реки) (Дети - капельки соединяются в одну цепочку).
- Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Музыка океана). (Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают).
- Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама - Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх).
- Испарились капельки под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке. (Дети - капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает).
-Я без вас очень скучала…Хорошо, что вы вернулись ко мне.
- Ребята, как вы думаете, как можно назвать нашу игру? («Ходят капельки по кругу»).
- А где воды больше: в море или в реке? Почему? (многие реки стекают в моря и океаны)
- А откуда реки знают, что им нужно течь к морю? Хотите узнать?
Опыт №1
«Капельки»
- Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает
1 опыт.
Возьмём дощечку и капнем на неё воды. Эта капелька похожа на речку. Немного наклоним дощечку - река потекла. А если сильнее наклонить - она потечёт быстрее. Как вы думаете, где река течё т быстрее : с гор или по ровной местности? (ответы детей) .
«Встреча с ручейком»
- (Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек).
- У нас получилась настоящая речка…
Опыт №2 «Какая бывает вода»
- Посмотрите, перед вами стаканчики.
- Что налито в них? (вода)
- Какого она цвета?
- Как узнать, какой запах у воды? (Однако, вода водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья).
- Как определить, какая она на вкус?
- Вообще - то, незнакомую жидкость пить нельзя, но я вам разрешаю попробовать.
- Какой у неё вкус?
- Как можно назвать эту воду? (вода пресная)
- Правильно, эту воду люди употребляют в пищу, она называется пресная.
-Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
( вывод: вода без цвета, запаха, вкуса) .
Опыт №3
- Добавьте в воду немного соли и размешайте. Почему соль не видно?
- Почему вы думаете, что она растворилась? (вода – растворитель)
- Попробуйте воду. Какая она на вкус?
- Такую воду можно пить? А поливать растения? А какой можно?
- Где можно встретить такую воду?
Да, солёная вода бывает в морях и океанах. А вспомните, почему она соленая?
- Мы провели с вами опыты и узнали, что вода бывает пресной и солёной. Многие реки стекаются в моря, и с гор они текут быстрее, чем по ровной местности.
- Капельки, хотите поиграть? Ответьте на вопросы:
- Когда вода бывает пушистой? (снег)
- Скользкой и холодной? (лёд)
- Высокой? (фонтан, волна)
- Круглой? (в какой либо емкости)
- Смешной? (в луже)
- Молодцы, капельки.
Наше путешествовать по свету подходит к завершению. Плывите капельки ко мне.
Релаксация.
- Присядем на цветы, травку, листья. Спите капельки, спите. Но вот наступило утро. Ещё все спят, а капельки уже проснулись, потянулись и сказали всем " С добрым утром! "
Подул волшебный ветерок и наши капельки превратились в детей и очутились в группе.
- Какой длинный путь проделали капельки : были на небе, в ручейке, на траве. Капельки воды в природе путешествуют по кругу.
Чтобы ответить на вопрос – загадку Морского царя, вам помогут карточки – ответы, которые лежат на столе. Вам нужно выбрать картинку, отвечающую на вопрос, что бывает жидким, твердым и газообразным (картинки с изображением льда, дождя, кипящий чайник.)
- Так что же бывает жидким, твёрдым, газообразным? (вода).
Вот мы и нашли отгадку на загадку Морского Царя. Давайте отправим ему капельки и эти картинки.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем оборвется,
Вокруг оглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница (хором) – вода!