Татьяна Дубинина
ООД на тему «Марийская вышивка» в области «Художественное творчество» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в области «Художественное творчество» на тему «Марийская вышивка» (старшая группа)
ЦЕЛЬ: формирование умения изображать марийский орнамент.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с видом декоративно-прикладного искусства марийского народа - вышивкой и традициями мари.
2. Закрепить умение передавать знакомый орнамент марийского узора;
3. Прививать любовь к родному краю через национальные традиции.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций, беседа, рисование, игровой прием.
Материалы: Альбомы «Марийские орнаменты», «Марийская вышивка», белые листы, гуашь красного цвета, трафарет.
Предшествующая работа: знакомство с марийским костюмом, рассматривание альбомов с марийской вышивкой.
Оборудование:
Выставка изделий прикладного искусства народа мари, картины с орнаментом
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте). Ребята, а раз занятие у нас сегодня необычное, то давайте с гостями поздороваемся по - марийски. (Салам лийже.)
(звучит нежная марийская мелодия)
«Руки к солнцу свои поднимите,
Солнечное тепло в ладошки возьмите,
И нашим гостям подарите (дунуть)
У всех теперь хорошее настроение,
А мы начнем с вами наше занятие». Садитесь.
Воспитатель: На какой земле мы с вами проживаем? (На марийской земле, Республика Марий эл.). - А какой коренной народ проживает на этой земле? (народ мари.) А сейчас я Вам прочитаю стихотворение, ну а вы послушаейте.
Марий улам, марла ойлем,
Марла лудам, марла возем.
Марий йылмем йоратем,
Марий элыште илем!
На каком языке я рассказала вам стихотворение?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво украшена наша группа.
Красные узоры на белых полотенцах - глазам загляденье,
А в них ласка, забота, тепло и терпенье.
Конечно всей этой красоте можно подивиться,
Вот бы хорошо и нам научиться.
А все это делают мастерицы- вышивальщицы.
(На фоне марийской музыки)
Там, где речка Кокшага бежит.
На речушке деревенька стоит.
Умельцы - мари в той деревне живут.
И я в той деревне была
В подарок я вышивку вам принесла. (Показ изделия)
Воспитатель: Мастерство вышивания передается из поколения в поколение от бабушек мамам, от мам детям и называется это традицией. Одной из традиций у народа мари было украшение одежды вышивкой.
А сейчас …расскажет нам стихотворение.
Стих можно ребенку дать:
У разных народов есть прелесть традиций
Одежда своя и родной свой язык.
Ну, как мне марийской землей не гордиться
И тем, к чему с детства душою привык.
- Посмотрите какие разные узоры на полотенцах, салфетках, одежде. Они повторятся один за другим. Эти узоры называются орнаментом.
- А теперь, ребята, посмотрите на картину. Марийские рукодельницы использовали в своей вышивке животный орнамент. Посмотрите на что похожи эти фигурки. (Ответы детей).
А это растительный орнамент. Так изображали деревья, листья, цветы. Мастерицы вышивали то, что видели и чем восхищались. Весь орнамент состоял из геометрических фигур
Стихотворение (можно заранее ребенку дать выучить).
Фигуры геометрические,
В орнаменте встречаются.
Растеньями, животными
Работы украшаются.
- Ребята, посмотрите какие цвета присутствуют в орнаменте вышивок (показ изделий). Ответы детей: (Красный, синий, черный, зеленый)
Зеленым цветом вышивали траву, лес, деревья
Красным цветом вышивали цветы, солнце, огонь.
Черным – землю, синим – небо, воду, облака.
А вы ребята хотите научится выполнять такие же узоры?
- Сейчас немного отдохнем и возьмемся за дело.
Танец «Икыт, кокыт, кумыт - муралтена веселан, кушталтена веселан…»
Участники игры образуют два круга (внутренний и внешний, берутся за руки и под музыку, взявшись за руки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшись перед ним. Вновь бегут по кругу.
А сейчас я вас приглашаю в волшебную мастерскую, а почему она волшебная, потому что, здесь на белом листе появляется узор, а это - настоящее волшебство. Давайте сделаем салфетки для наших гостей.
У вас у всех белый лист- это основа нашей салфетки. И трафарет узора который мы будем наносить на салфетку. На столах гуашь красного цвета и спонж (губка). Накладываем на белый лист готовый трафарет, а спонж нужно мокнуть в краску и аккуратно приложить к прорезям трафарета. Приступаем. (Дети в деятельности) А пока наши салфетки сохнут, а в это время поиграем в игру.
Игра «Угадай орнамент». Вам нужно определить растительный или животный орнамент я вам показываю. Теперь можно убрать осторожно трафарет, у нас получился на салфетках марийский орнамент. Марийские мастерицы вышивали узор нитками и получался красивый вышитый орнамент. А мы с вами орнамент создали гуашью.
Итог:
Молодцы, ребята! Вы сегодня были старательными, аккуратными.
О чем вы сегодня узнали на занятии.
Мы сегодня познакомились с вышивкой народа мари, с орнаментом, а также сами создавали узор на салфетках. Какие красивые салфетки у нас получились