Юлия Тришина
ОД (тематический вечер) «Житие святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД (тематический вечер
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками
Возраст: подготовительная группа (6-7лет)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема : ««Житие Святого праведного заступника Феодора Федоровича Ушакова».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Публикация «ОД (тематический вечер) „Житие святого праведного заступника Ф, Ф, Ушакова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Интегрированные виды детской деятельности:
Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «Работа в парах». «По цепочке», «Большой круг», «Усложнение». «Индивидуальная деятельность с ребенком», ИКТ- технология; социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала и конца занятия», «Рефлексия», «Мозговой штурм»;
Цель: восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, возведённых в ранг святых Русской Православной Церковью; сохранение и развитие традиций служения Родине и Православию; привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам; духовно- нравственное и патриотическое воспитание детей
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» : расширить представления детей о святых заступниках русской земли и о православных традициях; формировать позитивную нравственную оценку жизни святых подвижников; познакомить с житием Святого праведного заступника Фёдора Ушакова;
Речевое развитие: упражнять в образовании в речи относительных прилагательных (святой, праведный); закреплять глагольный словарь (освятить, хранить, молить, вспоминать и прочие); закреплять умение применять существительные в речи (икона, иконостас, образ) ; продолжать формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; расширение и активизация словаря путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения
Социально-коммуникативное развитие: способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни святых подвижников способствовать развитию у детей интереса к духовным традициям своего народа,
Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности;
Совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым. воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;
Художественно-эстетическое развитие: Развивать художественное – эстетическое восприятие духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
Физическое развитие:
Развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы, где рассказывается о житие Святого праведного заступника Фёдора Ушакова, о богатырях, о святых заступниках.
2. Дидактические игры «Я- капитан». «Водный транспорт», «Армия», «На земле, на воде (под водой, в воздухе», «Собери картинку», «Кому что нужно?», «Собери кораблик», «Найди отличия»,
3. Беседа о формировании
4. Оформление презентации «Житие Святого праведного заступника Фёдора Федоровича Ушакова»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point «Житие Святого праведного воина Фёдора Федоровича Ушакова», презентация Power Point «Дополнительный материал к ОД», картинка - образец для д/и «Собери картинку», фонограмма песни кинофильма «Дети капитана Гранта» - «Жил отважный капитан» (автор текста (слов) : Лебедев-Кумач В. Композитор (музыка) : Дунаевский)
Раздаточный материал: счетные палочки, картинка для д/и «Найди отличия», схема для конструирования из счетных палочек, простой карандаш.
Ход ОД
Организационный момент
(Социоигровая технология В Букатова «Ритуал начала занятия»)
Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»
(Воспитатель встречает детей и предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)
- Здравствуйте, ребята дорогие! Я рада встречи с вами
Давайте соберемся дружно в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем… отгадайте сами. Внимательно посмотрите на экран
(Воспитатель загадывает загадку, дети смотрят на экран, отгадывают (ИКТ- технология)
Слайд №2 «Дополнительные материалы к ОД» слайд №2 «Иконы»
Загадка
Есть в храме она обязательно,
Глядят с нее очи внимательно,
Ей молятся, кладут поклоны
Образам, святым с.. (Иконы)
- Верно, ребята- это иконы!
Беседа о иконе (Музейная технология)
(Воспитатель предлагает пройти к столу, где размещен иконостас и ведет беседу о иконе)
- Проходите к столу. Мальчики, пропустите, пожалуйста, девочек вперед. Ребята, посмотрите у нас на столе собраны иконы. Место, где собраны иконы, называется иконостас. Павел Флоренский сказал: «Иконостас - есть граница между видимым миром и миром невидимым».
Интерактивная педагогическая технология «Мозговой штурм»
- Кто из вас может сказать, что такое икона? (Ответы детей)
- Молодцы! Икона- это одна из главных символов русской духовности и наряду с храмами, с монастырями, священными событиями в истории государства она входит в понятие «Святая Русь». В храмах и монастырях иконы собирают столетиями, а в наши дни богатые коллекции старинной иконописи собраны во многих музеях России. Икона считалась обязательной принадлежностью каждого православного дома. Вы с родителями постарались и собрали небольшой иконостас у нас в группе. Посмотрите внимательно, на иконах изображены персонажи из библейских историй: святые, апостолы, ангелы-архангелы и Бог. Верующие люди молятся и обращаются за помощью не иконам, а тем, кто изображен на них и к кому на самом деле обращена молитва
Поисково-исследовательская деятельность
Интерактивная педагогическая технология «Большой круг»
- Ребята, каждая икона написана по строгим правилам и используются определенные цвета. Посмотрите, пожалуйста, на иконы и скажите мне, какие цвета использованы для написания икон. (Ответы детей)
- Как вы думаете, что обозначает каждый цвет? (Ответы детей)
- Молодцы, каждый цвет на иконе имеет особое значение, так например:
Синий- цвет неба и печали
Белый –цвет чести, радости и рая, чистоты
Голубой цвет- цвет неба и вечной истины
Зеленый – цвет весны, жизни и надежды,
Красный – цвет крови и подвига.
Золотой- означает символ святости, Божественный цвет
- Ребята, в народе говорят, что икона излучает свет. Как вы думаете, можно так сказать о наших иконах? (Ответы детей- Да, Можно.)
- Правильно. Скажите, пожалуйста, откуда как вы представляете исходит свет на иконе? (Ответы детей- от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы)
- Молодцы, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. С иконами связано немало загадочного - это мироточение икон и чудесные исцеления больных, но самое загадочное – это знакомство людей со святыми, изображенными на иконах, с великими личностями, чья жизнь может служить нам духовно-нравственным примером. С ранних лет следует научиться уважать свою историю и культуру, чтить память своих героев.
Слайд №3 «Дополнительные материалы к ОД» Знакомство с понятиями «Праведный», «Святой», «заступник», «подвижник»
После крещения Руси князем Владимиром, у русского народа появились православные святые покровители. На протяжении нескольких тысячелетий к лику святых были причислены русские князья, монахи. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника».
- Как вы можете объяснить кого можно назвать праведником. (Ответы детей)
-Молодцы, мне нравится ваше суждение. Праведник –это такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов, а еще есть святые, которых называют подвижники - от слова «подвиг», которые являются образцом правильной жизни на собственном примере. Великие праведники и подвижники, настоящие герои и называют их «святыми заступниками народа». Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых. В словарях Даля и Ожогова записано:
Заступники – небесные покровители русского народа, городов и земель русских.
Святой - человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Физминутка «Раз, два, три….»
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и отдохнуть)
- Ребята, проходите на ковер. Мальчики, пропустите девочек вперед. Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем
(Воспитатель проводи физминутку, проговаривает слова и показывает действия, дети повторяют слова, и действия за воспитателем)
Раз, два, три, четыре, пять – дети загибают пальчики
Топаем ногами. - дети топают ногами
Раз, два, три, четыре, пять, -- дети загибают пальчики
Хлопаем руками. дети хлопают в ладоши
Руки вытянуть пошире,- вытянули руки в стороны
Наклониться – три, четыре, наклоны в стороны
И на месте поскакать – дети прыгают на месте
Раз, два, три, четыре, пять.
- Молодцы Хорошо поиграли, а сейчас проходите к столам, на которых для вас разложены картинки и простой карандаш. Мальчики не забывайте пропускать девочек вперед. Ребята, скажите, что изображено на картинке? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Найди отличия»
- Верно! На картинке изображен капитан. А теперь найдите все отличия и обведите их кружком.
(Самостоятельная работа детей, Дети самостоятельно находят отличия. Воспитатель задает вопросы индивидуально 2-3 детям)
(ИНД) Ваня скажи у тебя солнышко на обоих картинках?
(ИНД) – Маша, а на твоей картинки у капитанов кармашек везде нарисован?
- Молодцы. Все справились, проходите к стульчикам, присаживайтесь. А я вам сейчас расскажу об очень интересном человеке, нашем адмирале российского флота, Святом праведном заступнике Федоре Федоровиче Ушакове).
(Дети рассаживаются на стульчики, а воспитатель включает презентацию «Житие Святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова» и ведет рассказ и беседу о)
Рассказ и беседа о «Святом праведном заступнике Ф. Ушакове», просмотр презентации по теме - ИКТ- технология
Слайд №1
- Каждому народу свойственно чтить память своих героев. История нашего государства наполнена славными ратными, трудовыми и нравственными подвигами, которые таких людей, как Святой праведный Ф. Ф. Ушаков.
Слайд №2 «Знакомство с иконой Святого праведного заступника Ф. Ушакова
- Ребята, посмотрите на этой иконе современным иконописцем написан его образ Он является ярким примером высокой духовности и беззаветного служения Родине, ценностям добра, справедливости, милосердия. Ф. Ф. Ушаков – редчайший пример воина, флотоводца и благотворителя, Он многие годы честно служил России, стал для всех этом пример героизма и подвижничества, примером для подражания. Память о нем празднуется в день его прославления 23 июня (5 августа) и в день его блаженной кончины 2(15) октября. На иконе поясное изображение Святого праведного заступника Федора Ушакова в адмиральской форме. В правой руке он держит свиток, а в левой руке у него шпага -символ воинской доблести. Святой праведный воин Ф. Ушаков родился в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, семья относится к небогатому древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Преподобный Феодор Санаксарский - дядя Ф. Ф. Ушакова.
Слайды № 3-4 «Рассказ о житие Святого праведного заступникаФ. Ушакова
Учился Ф. Ушаков в школе для дворянских детей при мужском Богоявленском Островском монастыре, а с 16-ти лет - в Морском шляхетского кадетском корпус в Санкт-Петербурге. Закончил обучение одним из лучших и. получив чин мичмана, был направлен на флот Балтийского моря. В 1769 г. переведен в Азовско- Донскую флотилию и принял участие в русско-турецкой войне на Черном море 1768-1774 гг. Затем был вновь направлен на Балтийский флот.
В июне 1783 г., когда в Херсоне началось строительство кораблей для молодого Черноморского флота, Ф. Ф. Ушакову было поручено обеспечить успешное выполнение этих работ. За проявленную во время эпидемии находчивость Ф. Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга.
В апреле 1789 г. Ф. Ф. Ушаков был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим Севастопольской эскадрой, а в следующем году — главным командиром Черноморского флота и портов, большое внимание он строительству Севастополя
В 1793 г. Ушаков получил чин вице-адмирала
В 1799 г. Заслуги Федора Ушакова в Средиземноморской кампании увенчались возведением его в чин адмирала
В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь
В 1802 г. - в связи с охлаждением правительства к делу укрепления Черноморского флота - вызван в Санкт-Петербург и назначен на должность главного командира Балтийского гребного флота и начальника петербургских флотских команд
В 1812 г во время Отечественной войны его избрали начальником внутреннего ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений.
Осенью 2 октября 1817 года он умер в своей усадьбе близ Тамбовской губернии был погребен в Санаксарском монастыре.
…. Окончен путь земной Святого.
И в вечной жизни он, праведный, о нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело – живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу, которая приводит к Богу…
Слайд № 5 раасказ о том как его почитали на Руси
Военным талантом Ушакова восхищались выдающиеся современники, в том числе Екатерина II и Павел I, генералиссимус А. В. Суворов, генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин-Таврический и даже английский вице-адмирал Г. Нельсон.
Слайд №6
Святой праведный заступник Ф. Ф. Ушаков был награжден : орденом Святого Владимира 2, 3 и 4-й степени, орден Святого Георгия 2- и 3-й степени, орденом Святого Александра Невского и Алмазными знаками к этому Ордену, командорский крестом- Орденом Святого Иоанна Иерусалимского, наградой Челенк (Османская империя, орден Святого Януария (Неаполитанское королевство, золотым оружием (Республика Семи Островов)
Слайд №7
В нашей стране до сих пор чтят память о Святом праведном заступнике Ф. Ф. Ушакове. В 1941-1945 гг. во время Великой Отечественной войны советская власть, восстановив почитание Ф. Ушакова, учредила в 1944 г. самый высокий орден на флоте двух степеней и медаль имени адмирала Ф. Ушакова для военных моряков. За подвиги в годы войны награждено более 17 500 человек.
Слайды №8-9
С 1991 г. стало расти почитание адмирала-подвижника как святого. В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранской епархии, а 5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый Святой Саранской и Мордовской епархии и считается покровителем Военно-Морского Флота. 6 октября 2004 года Архирейский Собор Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II причислил Ф. Ушакова к общецерковным (общечтимым) Святым в Лике Праведных.
Слайд № 10
О его жизни написана книга в 2 частях «Житие Святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова»
Слайд №11
С 6 августа по 1 сентября 2016 года была проведена по разным городам России Духовно-патриотическая акция «Принесение мощей Святого праведного воина Ф. Ушакова», которая направлена на укрепление нашей веры и духа, призывает к патриотизму и любви к Отечеству
Слайд №12
В России и за рубежом на добровольные пожертвования построены и действуют 35 храмов, освященных во имя Святого праведного защитника Ф. Ушакова, на 2 военных кораблях организованы и освящены судовые церкви в его честь. В деревне Молочково Новгородской области есть святой источник и купальня во имя св. Ф. Ушакова.
Слайд №13
На территории России и за рубежом Ушакову установлено более 100 памятников, бюстов, памятных знаков и барельефов.
Слайд №14
И у нас в городе Тольятти в память о Ф. Ф. Ушакове названа улица, а на ее пересечении с улицей Мира 27 сентября 2006г в честь памяти вице - адмиралу Российского флота Федору на фасаде жилого дома был установлен мемориальный памятник-панно, размером 5*10 м. Автор - тольяттинский художник и скульптор - Алексей Кузнецов. На мозаичном панно изображена во весь рост фигура адмирала в полный рост, море, фрегат, храм, литавры. Композицию дополняют расположенные на асфальте элементы морского судна, выполненные из камня, и отлитый из бронзы якорь. Композиция была освещена, а на одном из ее элементов - камне, символизирующими надгробие высечены слова из молитвы святому адмиралу : "Оружием твоих молитв, праведне Федоре, охраняй и ныне Отечество наше и людей православных от всяких бед и напастей". Около панно проходят митинги и парады, курсанты Детского морского центра им. Е. Никонова возлагают цветы. Это - всего лишь часть мемориального комплекса им. Святого праведного заступника адмирала Ф. Ф. Ушакова. В планах мэрии – продолжение начатых работ: установка памятника из бронзы, строительство часовни, обустройство большого отрезка улицы в морской тематике.
Слайд №15
Приветственные слова в адрес героев Родины, флота и Святого праведного заступника Ф. Ушакова
- Ребята, давайте сейчас встанем и будем прославлять нашу Родину, российский флот и Федора Ушакова. Когда я произнесу слово «Слава», вы повторяйте его за мной 3 раза
(Воспитатель читает слова из стихотворения, а дети проговаривают 3 раза слово «слава)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Флот российский - это сила!
И Эскадре Русской Слава!
Слава, Слава Адмиралу,
Славься, Фёдор Ушаков!
Музыкально- танцевальная (двигательная) пауза «Жил отважный капитан»
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и немного повеселиться)
- Ребята, проходите на ковер, мы с вами отдохнем и немного потанцуем, попоем. Мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед
(Воспитатель включает песню кинофильма «Дети капитана Гранта» - «Жил отважный капитан» Автор текста (слов) : Лебедев-Кумач В. Композитор (музыка) : Дунаевский И. Воспитатель показывает движения, дети повторяют за ним и подпевают песню)
Дидактическая игра «Собери картинку»
(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и поиграть)
- Молодцы! Весело мы отдохнули, а сейчас проходите к столам, на которых для вас разложены картинки, разрезанные на части (пазлы). Мальчики не забывайте пропускать девочек вперед. Ребята, посмотрите на фланелеграф, на нем прикреплена картинка – образец, по которой вы будете собирать свои картинки.
(Самостоятельная работа детей, Дети самостоятельно собирают картинки задает вопросы индивидуально 2-3 детям)
(ИНД) Миша, посмотри, у тебя правильно сложилась кепка? Попробуй переставить части картинки! Посмотри, все получилось!
(ИНД) Лена, а ты что сначала будешь собирать. Может тебе лучше начать от руля? Попробуй! Лена, посмотри. у тебя - получилось.
Конструктивная деятельность
Конструирование из счетных палочек
(Воспитатель предлагает пройти к следующему столу и выложить кораблик из счетных палочек)
- Ребята, давайте пройдем к следующему столу, посмотрите, здесь для вас на каждого приготовлены схема и счетные палочки и мы свами будем выкладывать кораблик из счетных палочек. Начинайте, пожалуйста.
-(ИНД)Ваня, помоги, пожалуйста Тане правильно выложить счетные палочки.
- (ИНД) Все верно вы разложили? Петя, что нужно сначала? А что после?
(ИНД) Маша, посмотри у всех правильно собрана картинка?
Индивидуальная работа на усложнение
(ИНД) Ваня, Маша, может вы попробуете сложить еще одну картинку? Молодцы. Все постарались и у всех все правильно и красиво получилось
Заключительная часть
Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Как много интересного мы сегодня увидели и узнали. Давайте вспомним что мы делали? (Ответы детей)
- Совершенно верно. Мы сегодня узнали о том всех этих святых объединяет одно - это вера, духовный смысл заслуг и подвигов русского перед Отечеством. Мы должны сохранить в своей памяти имена и жития святых, так как благодаря их подвигу защита Родины приобретает не только статус правовой обязанности, но и обретает значение священного долга каждого гражданина. Еще мы узнали о житие Святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова, поиграли в игры, попели, потанцевали. Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот такую медаль с образом адмирала Российского флота, не знавшего поражений,нашего народного героя, Святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова.
(Воспитатель раздает детям медаль с изображением Святого)
Слайд №14 «Минута молчания»
- Ребята, мы с вами живём в такое время, когда вера не преследуется. В конце нашей встречи я предлагаю почтить святую память Святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова и всех защитников Отечества.
«… Помяни их, Господи, воинов добрых, которые ратоборствовали под знаменем Креста Твоего. Оружием твоих молитв, праведне Федоре, охраняй и ныне Отечество наше и людей православных от всяких бед и напастей
(Воспитатель зажигает свечу и проводится минута молчания, а затем воспитатель прощается с детьми)
-Ребята, я вам желаю мирного неба над головой, добра, мира и божьей благодати. И пусть для вас станет образцом житие Святого праведного заступника Ф. Ф. Ушакова.
- До свидания!
(Дети прощаются, говорят- «До свидания». Звучит музыка -фонограмма ИКТ)
В свободной деятельности можно предложить детям поиграть в сюжетно- ролевые игры «Моряки», «Капитан корабля», в дидактическую игру «Кому что надо», провести творческую продуктивную деятельность «Сложи оригами «Кораблик»
Список литературы
1. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. М., 2005
2. Брозаускас Л. Г. «Полезные игры и задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.
3. Дидактический материал серия «Окружающий мир» Армия России военно-морской флот1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. М. : Аванта+, 2001.
4. Калинов В. И. Российский флот. М. : Белый город, 2002.
5. Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.
6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя», Москва, «Мозаика синтез» 2006
7. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003.
8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва Мозаика - Синтез 2012. 8. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
9. Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.