Ирзутова
ООД по развитию речи «Путешествие по малой Родине»
▼ Скачать
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку, что оно славно своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.
Публикация «ООД по развитию речи „Путешествие по малой Родине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов: В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М. Д. Маханёва, Г. А. Ковалева, Н. В. Алёшина, М. Ю. Новицкая.
Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Конспект ООД по развитию речи
(старшая подгруппа)
Тема: «Путешествие по малой Родине»
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Физическое развитие».
реализации видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной, двигательной.
Цель: Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному селу.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей точно, полным предложением отвечать на поставленные вопросы, закрепить информацию о родном селе.
Развивающие : развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас, развивать познавательную активность детей
Воспитательные: воспитывать в детях чувство гордости и восхищения своим селом.
Предварительная работа: просмотр презентации «Мое село». Чтение рассказа А. Акулова «История села Верхняя Вязовка». Знакомство с авторским стихотворением «Моя Вязовка», экскурсия к часовне. Знакомство с альбомом «Быт сельчан на Руси» с целью ознакомления с незнакомыми словами. Беседа «От какого дерева пошло название нашего села».
Оборудование: Карта с заданиями, игрушка-собачка, стенд «Предметы обихода». Альбом «Художники Бузулукского района»
Словарная работа: активизировать в речи детей слова : опала, коромысло, рубель, оселок, прялка, лучина.
реализации видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной, двигательной.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Россия). Ребята наша страна самая большая в мире. Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина.
Все мы живем в Бузулукском районе, много в нем различных сел и одно из них Верхняя Вязовка, наша любимая Родина.
А как же появилось наше село? Вот послушайте стихотворение, которое прочитает Вероника, и вы поймете, как появилось село Верхняя Вязовка
(Вероника читает стихотворение «Как появилось село». Автор Ирзутова И. В.)
Спасаясь от опалы царской,
Судьбы капризом занесло
Всего лишь три семьи чувашских,
Так зародилось здесь село.
С горы спустившись восхитились,
Красой, могучестью дерев
Река средь них вилась игриво,
Как – будто притаилась в них.
Так привязали их красоты,
Полей бескрайних и дубрав,
Все стали звать село Вязовкой,
И кто остался был ведь прав.
Село раскинулось широко,
Кругом леса, кругом поля,
И людям отдает все щедро
Моя вязовская земля.
Коль встанешь утром на рассвете
Поют и свищут соловьи,
Журчит река, привольно дышишь
И бьют живые родники
Мы до сих пор не можем точно
Найти слова, чтоб рассказать
И кто здесь не был должно срочно
В вязовском крае побывать.
Воспитатель: Ребята, так как же называется село, в котором мы живём? (Верхняя Вязовка). Наше село наша малая родина. Село, именно село, а не деревня, кто помнит почему? (Потому, что у нас была церковь). А сейчас у нас в селе вместо церкви построена часовня, куда мы с вами ходили на экскурсию. В нашем селе много домов и улиц. А на какой улице живешь ты? (Ответы 3-4 детей). А что еще есть в нашем селе? (ответы детей- школа, детский сад, магазины, почта, дом культуры, больница, парк).
2 часть. Основная.
Воспитатель: Ребята, кто – то скребется в дверь? Да это же наш старый знакомец –собака Дружок.
Дружок: Гав-гав-гав, Здр-р- ра -вствуйте, ребята! Посмотрите, что я нашел! Что –то очень интересное, а что не пойму.
1. Необычная карта
Воспитатель: Ребята, это карта нашего села, но не обычная, а с заданиями:
Вот первое задание:
Как называется наша речка? (ответы детей)
Какое дерево дало название нашему селу? (ответы детей)
Что окружает наше село? (ответы детей)
Что раньше было на месте наших полей? (ответы детей)
Что же выращивают на наших полях, какие зерновые культуры? (ответы детей)
Какому дереву принадлежат эти плоды? (ответы детей)
Молодцы, а теперь давайте перенесемся в прошлое и вспомним как жили наши предки и отгадаем название старинных предметов обихода.
Дружок: А, можно с вами? Гав – гав- гав!
Воспитатель: Что, ребята, возьмем Дружка с собой? (Да)
Но для начала опробуем машину времени:
Физкультминутка:
В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»,
В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).
Начинаем мы считать, раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).
Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета,
В прошлое нас принеси (описываем двумя руками в воздухе круг).
Вспомним с вами мы детки, (руки на голову, круговые движения головой)
Как же жили наши предки. (руки в сторону, повороты туловища вправо – влево)
Как одежду получали, гладили, как и стирали, (движение «глажение» и «стирка»
Кашу в чем они варили? (помешиваем – круговое движение кистями рук)
Воду чем они носили? (движение – несем коромысло)
С вами в прошлое явились (шагают на месте)
Осторожно приземлились (присели)
2. Стенд «Предметы обихода»
Воспитатель приглашает детей к стенду «Предметы обихода»
-Ребята рассмотрите внимательно, что изображено на картинках, а потом ответьте на вопросы.
-На чем раньше носили воду. (коромысло)
-Как называли раньше полотенце. (рушник)
-Чем раньше гладили белье (рубель)
-Как раньше называли подвесную кроватку. (люлька)
-В чем раньше варили кашу (горшок)
-Как называлось приспособление для создания пряжи. (прялка)
-Как назывался предмет для натачивания кос (оселок)
-Чем раньше освещали дома в ночное и вечернее время (лучина)
3. Работа с альбомом «Художники Бузулукского района»
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали, а теперь давайте рассмотрим этот альбом, скажите чьи портреты и картины вы здесь видите?
Верно, это портрет известного живописца, которому в г. Бузулуке поставлен памятник, а это его картины. (Малявин Филипп). Ну, а это картины нашего земляка, художника Николая Морозова. Его картины хранятся в нашей школе и клубе. Как вы, думаете, что воспевали эти художники в своих картинах? (ответы детей).
Конечно, это труженики нашего села и окружающая его природа.
Дружок: Гав – гав! Какие красивые картины
Воспитатель: Да, дружок, эти талантливые люди очень красочно передают красоту природы.
4. Птицы нашего края.
А теперь давайте вспомним какое сейчас время года (весна, а значит из теплых стран возвращаются птицы, как называют таких птиц (перелетные).
Какие птицы прилетают первыми (грачи, какой праздник птиц отмечался на Руси и отмечается сейчас, каким птицам он посвящен? (жаворонки)
Каких перелетных птиц, живущих у нас в регионе вы знаете? (ответы детей)
Дружок: А, я, только воробьев, сороку и ворон знаю, я их от чашки своей гоняю, вот так: Гав- гав-гав!
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, как одним словом назвать птиц, которые остаются с нами зимовать? (ответы детей)
Дружок: Вы, молодцы, много чего знаете, а я вот игру чувашскую знаю, называется: «Журавушка». А, давайте поиграем в одну игру, я очень люблю играть, а вы? (Да)
Воспитатель: Я Дружок, тоже эту игру знаю. Вот правила игры: один игрок будет сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Как нам выбрать сторожа и журавля, чтобы ни кто не обиделся? (считалкой). Давайте выбирать, ну кто будет считалку говорить? (дети считалкой выбирают). Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:
Ах, журавлик наш, журавушка, не забыл ли домик матушки?
Журавлик поет в ответ:
Не забыл я, но сегодня на гороховом на поле
Меня сторож подловил, да и в клетку посадил.
Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.
Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.
Какие вы молодцы!
3. Заключительная часть.
Релаксация: А, сейчас, давайте ляжем поудобнее, закроем глаза и представим…
Дружок: Гав – гав – гав, а мне можно?
Воспитатель: Ну, конечно, ложись, закрывай глаза и все мы представляем, что лежим на мягкой, зеленой траве, а вокруг нас лес и птицы поют весело и радостно (аудиозапись «Голоса птиц в лесу»). Ну, вот, ребята, и настала пора нам назад, возвращаться в детский сад, открываем глаза.
Дружок: Гав – гав – гав! Как много я сегодня узнал, пойду своей подружке Жучке расскажу, какие вы, ребята умные и как много знаете о своем селе. До свиданья, ребята! (До свидания)