Светлана Сазонова
Конспект ООД по аппликации в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать +Заказ
ООД по аппликации в подготовительной группе «Золотая хохлома»
Программное содержание: Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров - хохломской посуде, особенностях её росписи; выделять элементы узора (листок, ягодка, травка, завиток). Формировать умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на шаблонах посуды (тарелка или ложка, по выбору детей); развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение. Продолжать учить приёмам вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи. Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Публикация «Конспект ООД по аппликации в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: Изделия хохломской росписи, иллюстрации, клей, ножницы, кисти, цветная бумага, клеёнки, салфетки, шаблоны, заготовки (тарелочки и ложки из чёрного картона). Аудиозапись мелодии «Гусли», «Золотая хохлома».
Ход занятия:
1. Основная часть.
(Дети заходят в игровую зону. Перед ними педагог в русском народном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки).
Педагог:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое?
Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или же продать свой товар.
Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.
На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а сегодня особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Педагог: И действительно, ребята, посмотрите, как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А вы знаете, где родилась эта роспись? Давайте вспомним: (Презентация) Показ картинок по теме «Чудо – хохлома» и рассказ воспитателя.
В старину люди ели из деревянной посуды.
А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, затем эта она попадала в другие города.
Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами.
Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.
Позже стали делать и детскую мебель.
С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет.
Всё также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе.
- Назовите, какие элементы хохломской росписи вы уже знаете? (завитки, травинки, ягодки, листики).
- Правильно, на хохломской посуде вьётся, кружится травка - былинка, а из неё выглядывает ягодка: смородина, рябинка и клубничка, или диковинные цветы и птицы.
-Ребята, а какие цвета используют хохломские мастера в своей росписи? (Черный, красный, желтый или золотой, немного зеленого).
- Да, рисуют Хохлому красными, зелеными, черными, жёлтыми и золотистыми красками, иногда добавляют коричневый и оранжевый.
Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Золотая Хохлома!
- А ярмарка наша в самом разгаре, вот и веселый Петрушка зазывает народ покататься на карусели.
Физкультминутка «Карусели».
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите. (темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра. (все кланяются друг другу).
2. Практическая часть.
Педагог: Ребята, вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. А вы знаете, что возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. А что же мы с вами принесём с ярмарки?) Да, я тоже предлагаю принести тарелку или ложку с хохломской росписью. А распишем мы их не красками, а с помощью аппликации. Приглашаю вас в нашу мастерскую по росписи посуды.
(Дети проходят за столы).
- Давайте рассмотрим тарелочку с хохломской росписью. Что находится в центре? (Ягодки).
- Что расположено по краям? (Листики).
- Как нам получить сразу несколько ягодок и листиков? (Сложить бумагу несколько раз, обвести трафарет и вырезать).
- Назовите главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии).
- Как сделать, чтобы узор получился ритмичным, на одинаковом расстоянии? (Выложить вырезанные элементы на основе, а потом приклеивать).
- Кто захочет, может сделать ложку с хохломской росписью (показ образца, элементы здесь такие же, только расположены, чуть по - другому.
- После того, как всё наклеите, можно для выразительности чуть – чуть прорисовать прожилки листочков чёрным фломастером.
- А сейчас я пройду с подносом, на котором лежат заготовки, а вы выберете себе шаблон предмета, который хотите украсить.
- Осталось нам вспомнить главные правила при работе с ножницами:
- не играй с ножницами, это не игрушка;
- не проводи пальцами по лезвиям ножниц, ими можно обрезаться;
- нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить;
- нельзя передавать ножницы остриём наружу;
- нельзя размахивать ножницами;
- нужно закрывать ножницы, если ты ими больше ничего не вырезаешь.
Пальчиковая гимнастика (по ситуации)
Вот все пальчики мои. (сжимание разжимание пальцев)
Их, как хочешь, поверни: (вертят раскрытыми ладонями).
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак. (потирание ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки ладонями)
Не сидится им опять (встряхивание кистями рук).
Постучали, повертели, («молоточек», «шарики»)
Заниматься захотели.
Самостоятельная работа детей (по необходимости индивидуальная помощь - подсказка). Звучит спокойная музыка.
3. Заключительная часть
Рефлексия
- Какие получились у вас замечательные работы. (Дети высказывают свое мнение, характеризуя качества своих изделий).
- Где мы сегодня побывали? В роли кого себя попробовали?
- Вам понравилось быть хохломскими мастерами? Что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
- У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. Свои работы вы можете подарить в качестве сувенира родителям. А этой тарелкой (образец работы, мы украсим наш уголок «Народного творчества».
Спасибо вам, ребята!