Надежда Алтынбаева
Конспект ООД «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с перелетными птицами.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями внешнего вида и поведения птиц;
- развивать мышление, память, речь;
- воспитывать познавательный интерес к птицам, доброе отношение ко всему живому в природе.
Направления образовательной деятельности: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект ООД „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Методы и приемы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, демонстрация, объяснение, рассказ, чтение, беседа, игры, поощрение.
Материалы и оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева
Воспитатель:
Скучная картина! Чахлая рябина
Тучи без конца, мокнет под окном
Дождик так и льется, смотрит деревушка
Лужи у крыльца, сереньким пятном
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Воспитанники: Об осени.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Воспитанники: Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
Воспитанники: Перелетные и зимующие.
Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место, где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
А вот какая птица прилетает самая первая из теплых краев вы узнаете отгадав загадку.
1. Прилетает он весной.
Чёрный, важный. Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач.
Да не врач! А птица -… !
Воспитанники: Грач.
Иллюстрация грача. Включается аудиозапись голоса и пения птицы.
Воспитатель: Опишите, какой он.
Дети описывают грача.
Воспитатель: У грачей была трудная дорога. Когда они прилетают из теплых стран, начинают строить гнезда (картинка, чтобы вывести и выкормить своих птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Ребята, какая следующая птица к нам прилетает? Они прилетают позже, чем грачи.
Воспитанники: Скворец. (картинка).
На шесте-дворец,
Во дверце-певец,
А зовут его.
Воспитанники: Скворец. (картинка и аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети: Скворцы небольшие птицы. Они серо-коричневые, пестренькие. У них есть хвост, крылья, тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые. Покрыта перьями.
Воспитатель: Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. (картинка)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру: «Перелетные птицы».
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: А еще с юга кто прилетает к нам? Слушаем третью загадку:
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину?
Воспитанники: Ласточка. (картинка).
Воспитатель: Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Воспитанники: Ласточка небольшая. Спинка у них черная, а грудка белая. Хвостик похож на вилочку, крылышки острые. И покрыты они перьями.
Воспитатель: Они тоже строят гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку:
Не заботится о детках,
Ищет гнё здышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её.?
Воспитанники: Кукушка. (аудиозапись)
Воспитатель: Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Назовите, пожалуйста, части тела кукушки.
Воспитанники: Туловище, голова, хвост, клюв.
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Воспитанники: По оперению, внешнему виду, величине.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Воспитанники: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Как зовут птенца»
(Показывая на птицу, дети отвечают).
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
Воспитатель: Для чего нужны птицы?
Воспитанники: Птицы уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Воспитатель: Надо ли охранять и беречь птиц? Как?
Воспитанники: Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Упражнение «Отгадай и присядь».
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину».
Воспитатель: Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются
насекомыми, потому что…
Воспитанники: Насекомые прячутся и им нечем питаться.
Воспитатель: Да, можно назвать лесным доктором, потому что…
Воспитанники: Он достает жучков и насекомых из-под коры.
Воспитатель: Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что.
Воспитанники: Она не вьет себе гнезда.
Воспитатель: Все люди любят слушать соловья, потому что…
Воспитанники: Он красиво поет, заливается и др.
Воспитатель: Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что…
Воспитанники: Им нужно выводить птенцов.
Воспитатель: Какие перелётные птицы первыми прилетают весной?
Воспитанники: Грачи.
Воспитатель: Какие ещё птицы прилетают весной?
Воспитанники: Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи и т. д.
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы, спасибо вам за хорошую работу.