Тамара Конопелькина
ООД «Волшебное электричество» в подготовительной группе. Причина возникновения статического электричества
▼ Скачать + Заказать документы
ООД на тему «Волшебное электричество»
в подготовительной группе МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» /
г. Карачева
Воспитатель: Конопелькина Т. А.
Цель:
Установить причину возникновения статического электричества.
Образовательные задачи:
1. Обобщать знания детей об электричестве;
2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
Публикация «ООД „Волшебное электричество“ в подготовительной группе, Причина возникновения статического электричества» размещена в разделах
- Игры с магнитами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Активизировать словарь детей словами: электричество, электроны, электрический ток, электроприборы, электрический заряд, наэлектризовались.
Развивающие:
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 3. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и профессии электрика;
2. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование к занятию:
Материалы, используемые в ходе беседы:
Робот, иллюстрации электроприборов или слайды
изображение потока воды в реке, движение тока по проводам;
конструкторы «Знаток»;
песня для физкультминутки из мульфильма «Фиксики»- «Помогатор».
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:
пластмассовые трубочки;
кусочки шерстяной ткани;
пластмассовые расчески;
кусочки бумаги; (конфетти)
воздушные шарики по количеству детей
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, просмотр презентаций по этой теме,
Ход ОД.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети встают в полукруг
- Ребята, давайте дружно поздороваемся и улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Молодцы! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня они помогут нам в сообразительности, смекалке и закреплении знаний, которые вы уже приобрели и приобретете
-Я приглашаю вас в «Волшебную страну Фиксиков», там мы узнаем о чем-то интересном. А о чем? - .угадайте
Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество).
-Правильно, мы поговорим об электричестве.
А давайте вспомним что такое электричество?
Дети: Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём.
Электричество - это направленное движение электрически заряженных частиц
Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь, разговариваем по сотовому телефону, смотрим телевизор.
Воспитатель: Мамы, папы трудятся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, братья и сестры учатся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.
Воспитатель: А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель:- А откуда берется электричество?
Дети: - Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам.
Воспитатель: ДА. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, (показ картинки)
а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. (показ картинки) Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу.
- Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество? (Да, молния)
Восп-ль: Правильно, молния – это такой мощный заряд электричества.
В нашем зале тоже есть электричество? По каким предметам можно догадаться о наличии электричества?
Дети: розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники и телевизор.
Воспитатель подводит итог: Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник.
Ну что же отправляемся в волшебную страну Фиксиков.
С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку.
Давайте сядем на стульчики и посмотрите у меня есть игра, которая называется
"Что есть, что было".
Воспитатель: на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
ИГРА «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару.
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.
Восп-ль: - Молодцы! С заданием справились. Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. В этом человеку помогают компьютеры, станки.
Ой, посмотрите, кто-то к нам спешит. (входит Фиксик)
Фиксик Симка: Ребята,я очень рада, что вы заглянули в нашу страну Фиксиков. Угадайте,что я вам принесла.
Сам металлический,
Мозг электрический.
Ответ: Робот
Да, это ваша любимая игрушка. Давайте с ней поиграем. Ой,а почему робот не двигается? Что случилось? (высказывания детей)
-Вы правы, нет батарейки.
-Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу).помоги мне Ярик- привлечь ребенка.
-Игрушка заработала! Почему? Что же за сила такая скрывается в батарейках?
Дети: - Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток, и она заработала.
Фиксик Симка: Как вы думаете, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (ответы детей)
Восп-ль: Симка,мы можем рассказать об этом с помощью пальчиковой гимнастики.
Чайник, люстра, холодильник, (на каждое слово загибают по 1 пальцу)
Фен, плита магнитофон,
Пылесос, микроволновка
И мобильный телефон-
Это э-лект-ро-при-бо-ры, (хлопки кулак-ладошки)
Ток идёт по проводам. (шагают пальцами по столу)
Ток бывает злым и добрым,
Вот что мы напомним вам:
Что без папы и без мамы (загибают пальцы на обеих руках)
Ничего нельзя включать.
Электричество опасно - (показывают руками)
Это каждый должен знать! (руки в стороны)
-При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
Фиксик:Но электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то я вам предлагаю превратиться в волшебников нашей волшебной страны. Там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
ОПЫТ 1.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит?
Дети: Нет
Воспитатель: Как же заставить бабочек притянуться к палочке?
Предположения детей.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками?
Дети: Бабочки притянулись к палочке
Воспитатель: Как же палочка стала электрической?
Дети: Её натёрли кусочком ткани
Воспитатель: А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? (ДА)
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?
Дети: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. В одежде тоже есть электрический заряд
Воспитатель: Правильно! Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 2.
Перед детьми на лоточках мелко порезанная бумага и пластмассовые расчёски.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к бумажкам. Что-то произошло с бумажками?
Дети: нет.
Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к бумажкам. Что произошло?
Дети: Конфетти прилипло к расческе.
Воспитатель: Правильно, ребята! Какой же вывод можно сделать?
Дети: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими.
Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?
Дети: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть
Опыт 3.- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Давайте их тоже повесим на стену (дети пытаются повесить шарики на стену)
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей)
-А давайте и ваши шарики превратим в волшебные. Посмотрите как. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
-Как вы сделали их такими? (ответы детей)
Вывод: В наших волосах живёт электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет прилипать к стене, притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.
Восп-ль: Молодцы,а сейчас сделаем зарядку.
Физкультминутка: Под музыку из мультфильма про фиксиков
Работа с конструктором «Знаток».
Воспитатель: А сейчас я вам ребята предлагаю стать настоящими электриками. И собрать электрическую цепь с лампочкой. Но прежде давайте вспомним названия деталей конструктора.
Дети: В конструкторе есть клеммы, отсек для батареек, патрон для лампочки, выключатель, лампочка.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь приступайте к работе.
Дети собирают электрическую цепь с лампочкой.
Воспитатель: С чего же мы начинали собирать электрическую цепь?
Дети: Мы возьмем провода, соединим ими патрон для лампочки, выключатель, отсек для батареек. Затем вкручиваем в патрон лампочку. И включаем выключатель. Если лампочка загорелась, значит цель собрана верно
Воспитатель: Итак, молодцы ребята. Вы все правильно собрали электрическую цепь. У вас у всех загорелась лампочка. Вот по принципу такой электрической цепи работают все фонарики.
ИТОГ.
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве?
Дети: Бывает опасное и неопасное.
Воспитатель:Что больше всего понравилось вам?
Дети: собирать электрическую цепь.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: ток есть в наших волосах и шерстяных тканях.
РЕФЛЕКСИЯ.
Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный, если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно. Отдайте этот знак Фиксику. Дети крепят ладошки.