Ирина Валентиновна Ирзутова
Конспект ОД по музыке «Шумовые русские музыкальные, деревянные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов, которые были помощниками и труде (дудочка – пастухам, в минуты отдыха (балалайка, трещотка, для развлечения детей (свистульки из дерева) и конечно же – это ложки деревянные и накормят, и развеселят.
Публикация «Конспект ОД по музыке „Шумовые русские музыкальные, деревянные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Тематическое занятие по художественно –эстетическому воспитанию
«Музыка»
«Шумовые и струнные русские музыкальные, деревянные инструменты»
Дети: подготовительная группа.
Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, развитие сотрудничества в группе, умение чувствовать партнера, развитие интереса к музицированию на детских шумовых инструментах, потребности детей к творческому самовыражению. Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках обучения игре на детских музыкальных инструментах;
Задачи:
Обучающие:
Расширять кругозор и словарный запас детей, закрепляя знания о различных шумовых и музыкальных инструментах.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, слуховую фантазию и изобретательность в звукотоворчестве.
Воспитывающие:
Создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.
Воспитывать музыкальную, речевую, двигательную, общую культуру.
Методы: наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений и в записи, и в живом исполнении) и наглядно-зрительный (показ слайдов, предметов, инструментов);
- практический - исполнение, игра и т. д. ;
- словесный – диалог, объяснение, рассуждение;
- сенсорно - моторный - движения, игры;
- проблемный - постановка проблемных вопросов.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с шумовыми деревянными инструментами – ложками, трещотками, самодельными шумовыми инструментами из д/и «Веселые мешочки», свирелью, балалайкой.
Оборудование:
- шумовые и музыкальные инструменты – ложки, трещотки, свирель, балалайка.
- аудиозапись – русская народная песня «Из – под дуба, из – под вяза»,
«Во поле березка стояла», «Яблочко», «Дружба это не просто»
Ход занятия.
Под русскую народную музыку «Во поле березка стояла» дети входят в музыкальный зал.
1. Организационный момент.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас! А вы меня? Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Попробуем поздороваться стихами. Я, начну, а Вы мне поможете?
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской …
Дети с музыкальным руководителем вместе: «курице» (показывают крылышки).
Даже если на дорожке, повстречаются мне
Дети с музыкальным руководителем вместе: «кошки» (показывают усы).
Здравствуй я скажу козе, а она в ответ мне
Дети с музыкальным руководителем вместе: «ме -е» (показывают рога).
2. Музыкальный руководитель : Ребята! Как здорово у нас получилось! (незаметно бросает ложки на пол). Ой, как они здесь оказались!
Ложки: Мы на полке залежались! Мы хотим играть, а ребята танцевать.
Музыкальный руководитель : Ребята, ложки правду говорят? Вы хотите плясать? ( дети: да). Ну, что ж тогда в линию вставайте, я сыграю, а вы подберите правильные движения, из тех, которые мы с вами выучили (пружинка, притопы, присядка). Дети исполняют движения под р. н. плясовую. Молодцы, ребята! Да и вы ложки молодцы, звонко играли.
Ложки: А, мы для ребят еще и загадки придумали, можно загадаем?
Музыкальный руководитель : У нас музыкальное занятие, и загадки должны быть о музыке или музыкальных инструментах
Ложки: Конечно, мы о своих друзьях - русских музыкальных инструментах, вот послушайте, да отгадайте:
1. Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок тонкий, голосок звонкий. (балалайка)
2. Деревянная подружка, без нее мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не дает.
3. Приложил к губам я трубку – полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется… (свирель)
4. Тароторит, словно тетка.
Называется … (трещетка /)
5. Волк, Садко на них играли и душевно напевали,
От волшебных этих звуков, Водяной, Яга плясали… (гусли)
6. Птица – свиристелка, из дерева поделка!
Ну –ка, ну –ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри – то ничего,
Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего (свистулька)
7. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… что же это?. (дудочка)
(ложки и воспитатель хвалят детей)
Музыкальный руководитель : очень интересные загадки, и я вам предлагаю
совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всюду: звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит – звучит.
Закройте глазки и постарайтесь услышать звуки (треск ветки дерева, тиканье часов, шуршание бумаги и т. д.). Кто что услышал? Какие разные бывают звуки, не правда, ли? Задумывались вы о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И еще о том, что у каждого звука есть свое лицо, и мы даже с закрытыми глазами можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вспомним, какие звуки нам знакомы и о чем они могут нам рассказать.
Дети называют звуки (шорох, шуршание, треск, скрип и т. д.)
Многие звуки знакомы нам и мы без труда можем определить некоторые из них. И даже представить себе звуки в своем воображении. Теперь вы убедились, что звуки могут оживать в вашем воображении?
Музыкальный руководитель : С помощью чего можно воспроизвести звуки? (ответы детей)
Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов, или с помощью предметов.
Звук всегда играет с нами. Он может быть повсюду. Он живет во всех предметах и сегодня мы услышим необычные истории, которые расскажут нам предметы из дерева. Пожалуйста, посмотрите вокруг и скажите: какие предметы из дерева вы здесь видите? Постучите по очереди по этим предметам, а мы послушаем как он звучит.
Дети по вызову педагога стучат по предметам из дерева
Музыкальный руководитель : Конечно, все звуки разные. Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой теплый и трескучий тихий и гремучий.
Посмотрите, дети, что у меня в руках? (ответы детей)
Верно, у меня в руках коробка. Но коробка не простая,
А волшебная она. Нам коробочка поможет, тем, что полая она.
Предлагаю провести с этой деревянной коробочкой небольшой эксперимент? Что можно сделать с коробочкой, чтобы она стала шумовым инструментом? (Ответы детей)
(Дети наполняют коробочку. можно положить гвозди, потом - крупу, потом– бумагу. Внимательно послушайте, изменяется звук? (ответы детей). Конечно, все звуки разные. Почему звук изменился? (ответы детей)
Коробочка– это стукалочка, для гвоздей, бумаги и палочек.
Музыкальный руководитель : Коробочка была предметом, а вы сделали шумовой инструмент.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в подвижную музыкальную игру с деревянными инструментами. Хотите? Игра называется: «Найди свой инструмент». (Музыкальный руководитель раскладывает на 3 стульчика деревянные инструменты по количеству детей. Под марш дети шагают и играют на выбранных инструментах. Под быструю музыку бегут на носочках инструмент держат в руках. С окончанием музыки кладут инструменты на свой стульчик. С началом музыки дети бегают на носочках вокруг всех стульчиков. С окончанием музыки останавливаются, отворачиваются и закрывают ладошками глаза. Воспитатель меняет инструменты.
С началом музыки дети должны найти свой инструмент, встать около нового стульчика и начать играть на инструменте.) (Игра проводится 2 раза).
После прослушивания музыкальный руководитель задает детям наводящие вопросы о знакомых шумовых инструментах
Музыкальный руководитель :
А хотите поиграть в игру: «Дирижер и оркестр». Хотите? Я буду у Вас дирижером, а вы будете Оркестром. Дирижера слушается весь оркестр и подчиняется взмахам его палочки. (Дети выбирают музыкальные шумовые инструменты и играют оркестром под музыку «Яблочко»)
3. Ложки: Спасибо ребята за прекрасное выступление. Все справились с заданием.
А что нового вы сегодня узнали и, что вам больше всего запомнилось
Музыкальный руководитель : Молодцы. Ребята! Я приготовила вам волшебные коробочки для того, чтобы вы сделали сами свои шумовые инструменты. А в следующий раз мы на них поиграем.
Давайте споем нашу песенку про дружбу «Дружба это не просто»
Музыкальный руководитель : Молодцы ребята, а ведь если бы музыкальные инструменты не дружили, мы бы никогда не услышали красивой музыки, но об этом поговорим на следующем занятии.
А сейчас нам пора в группу.