Ирина Видлога
Обзор игровых методов познавательно-творческого кружка «Волшебный квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
Обзор игровых методов познавательно-творческого кружка
«Активная жизнь детской мысли - это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и глубоких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе»
В. Л. Сухомлинский
В своей практике я стараюсь придерживаться этого высказывания
В ходе диагностики, было выявлено, что у более 50% детей плохо развито пространственное воображение.
Поэтому целью кружка стало Обеспечение познавательно-творческого, математического развития детей.
Задачами кружка являются :
Публикация «Обзор игровых методов познавательно-творческого кружка „Волшебный квадрат“» размещена в разделах
• 1. Углубить навыки ориентирования в пространстве и на плоскости, активизировать наглядно-образного мышления и память.
• 2. Научить представлять фигуры в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение, разрезать их разными линиями, чтобы увидеть в рисунке конечный результат.
• 3. Развивать логическое мышление, внимание и память.
• 4. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами);
• 5. Развить у дошкольника общие способы познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также вызвать интерес и потребность к новым знаниям.
«Ребенок-это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который необходимо зажечь»
АРИСТОТЕЛЬ
Познавательное развитие ребенка, является основой готовности детей хорошо учиться. Задания, связанные с ориентировкой в пространстве и на плоскости, требуют активизации наглядно-образного мышления, памяти. Ребенок представляет фигуры в различных пространственных положениях, мысленно меняет их взаимное расположение, разрезает их разными линиями, чтобы увидеть в рисунке конечный результат.
Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. Если младшие дошкольники решают многие задачи с помощью практического действия, путем проб и ошибок (т. е. используют главным образом наглядно-действенное мышление, то в старшем возрасте они все чаще и чаще находят решения в уме. Это становится возможным благодаря тому, что образы, которые возникают в голове у ребенка, становятся все более обобщенными, т. е. ребенок выделяет не все особенности предмета, а только те, которые нужны ему для решения той или иной задачи.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности дошкольников, разнообразие организационных форм дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Практическая значимость состоит в том, что программа кружка дополняет и расширяет математические знания при помощи увлекательных игр, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.
Одним из новых подходов, позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок, является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Кружок посещают дети пяти-шести лет
Тематическое планирование кружка состоит из блоков.
Каждый блок – это комплекс игр, объединенных одной темой, которые обыгрываются в течении нескольких занятий.
Более подробно я хочу остановиться на некоторых из таких блоков.
1. Первый блок - «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
Задачи этого блока упражнять детей в составлении фигур из элементов головоломки по образцу. Учить воссоздавать фигуры по образцам - контурам, зрительно расчленяя формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
Использовались головоломки Танграм, игры Никитина «Сложи квадрат» - 2-3 уровень сложности
Это работы детей «Сложи узор по замыслу без образца»
2. Второй блок называется «Удивительные лабиринты»
Он представлен серией авторских интеллектуальных игр изобретателя Виктора Августовича Кайе. Игры способствуют развитию мышления и творческих способностей у детей
Все игры основаны на едином принципе.
Каждая игра состоит из 160 карточек с разными линиями. Складывать карточки нужно так, чтобы линии и цвета соприкасались. 160 карточек – это множество вариантов соединения.
Существует множество вариантов игр с этими карточками
Например Пасьянс – для одного ребенка или домино, для группы детей.
Графический конструктор где нужно собрать орнамент или фигуру (букву, цифру, любой предмет).Собирать можно по образцу или самостоятельно, из центра или с края.
то работа детей с волшебными лабиринтами.
3. Следующий блок «Логические блоки Дьенеша»
Задачи: развивать логическое мышление, аналитические способности, упражнять в умении выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.
Данная игра называется «логические кубики».На гранях кубиков изобраены символы свойств блоков, кидая все кубики по очереди ребенок выбирает фигуру по нескольким признакам. В дальнейшем из этих фигур можно сложить узор.
4. Блок называется «И чтоб никто не догадался» представлен серией нестандартных задач на логическое мышление и воображение
В этом задании необходимо сначала опытным путем (сложить и вырезать, а потом и проделав операции в уме, разукрасить узор, который получится.
Вот как мы с этим справляемся.
ти задания взяты из развивающего журнала для дошкольников издательства "Карапуз", "И чтоб никто не догадался. ".
Ожидаемый результат
• В ходе работы кружка, дети научатся видеть геометрические фигуры с разных сторон, мысленно совершать операции рассечения.
• Составлять узоры по замыслу из нескольких частей, без наглядного руководства.
• Ориентироваться в свойствах фигур, подбирая их по нескольким признакам одновременно.
• Зная желаемый результат, составлять алгоритм действий для его достижения.
• Научатся анализировать, сравнивать, обобщать, а также возникнет интерес и потребность к новым знаниям. Что является неотъемлемой частью дальнейшего успешного обучения в школе.