Алла Бондаренко
Обыкновенное колесо
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
«Обыкновенное колесо»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять кругозор детей.
Задачи:
1. Познакомить с изобретением первобытного человека. Дать понятия «изобретение», «человек-изобретатель».
2. Развивать умение слушать; развивать внимание, память, речевую активность; расширять пассивный словарь детей.
3. Воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Демонстрационный материал и оборудование:
Изображение колеса, иллюстрации из жизни древних людей, два бревнышка, тумбочка.
Публикация «Обыкновенное колесо» размещена в разделах
Раздаточный материал:
На каждого ребенка набор деревянных кругляшек и деревянных палочек
Ход НОД:
Воспитатель.
Ребята, когда ваши бабушки и дедушки были молодыми, они не знали, что такое мобильный телефон, компьютер, планшет. Их изобрели, можно сказать, недавно.
Скажите, пожалуйста, что такое изобретение? (Ответы детей) Это то, чего никогда не было, и люди придумали, открыли их впервые. Такое изобретение полезно для всех людей.
Воспитатель.
Дети, сегодня мы с вами поговорим об одном необыкновенном изобретении древних людей.
Отгадайте мою загадку.
Это ИЗОБРЕТЕНИЕ
Считается в веках ГЛАВНЫМ пока.
И помогает ВЕЗДЕ в тяжелом труде.
Воспитатель.
Кто-нибудь из вас догадался?
Тогда еще загадка.
Изобретения эти помогают карете
Двигаться гладко за шустрой лошадкой? (Ответы детей)
Воспитатель.
Молодцы, ребята. Это обыкновенное колесо. Оно может крутиться, катиться, двигать любые машины, вращать стрелки часов и мн. др.
Дети, скажите, а какое оно колесо? (Ответы детей)
Воспитатель.
Да, оно круглое, но не как шар, а как плоский диск. Дедушка Никиты распилил для нас бревнышко на множество деревянных плоских «кругляшек», которые похожи на колеса. Но это еще не колеса. Потому что у колеса есть своя тайна. Я предлагаю вам самим открыть для себя, какая же тайна есть у колеса. Вы согласны? (Ответы детей)
Воспитатель.
Перед вами лежит набор деревянных дисков с дырочками и без дырочек, деревянные палочки. Рассмотрите их, поиграйте с ними и попробуйте определить, какой диск можно назвать колесом. (Дети с удовольствием экспериментируют с предложенными предметами, высказывают свои мнения).
Воспитатель.
Кто разгадал тайну колеса? (Ответы детей) Правильно. Эта дырочка в середине помогает насадить колесо на палку-ось и заставляет колесо крутиться.
Воспитатель.
Ребята, а теперь нам пора передохнуть.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, (медленные вращения головой)
И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять
шею надо разминать. (Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания)
Воспитатель.
Ребята, а почему люди называют изобретение колеса «необыкновенным изобретением»? (Высказывания детей). А теперь я предлагаю вам узнать, как древние люди изобрели колесо.
Древним людям нужно было передвигать очень тяжелые предметы. Это большая проблема. Кстати, и у нас есть проблема. Наталья Леонидовна мыла полы и кое-как передвинула тяжелую тумбочку с книгами. А поставить этот тяжелый предмет мебели на место у нее не хватает сил. Давайте поможем нашей няне. Как вы думаете, каким образом можно это сделать? (Дети предлагают свои варианты).
Воспитатель.
Вот также и древние люди искали различные способы и придумали использовать для перемещения тяжелых грузов бревна, палки. Они клали их под любые тяжести (камни, лодки, стволы деревьев и др.) и осторожно перемещали их на любые расстояния. ( Воспитатель демонстрирует иллюстрации из жизни древнего человека: передвижение камней для строительства, добычи на охоте и др.) Древние люди внимательно наблюдали за вращающимися бревнами. И… придумали. Люди отрезали «кругляшки» от бревен и что получилось? (Ответы детей).
Воспитатель.
Так, как же передвинуть тяжелую тумбочку? (Ответы детей. Воспитатель подкладывает бревнышки под тумбочку и с легкостью, придерживая ее одной рукой, двигает на свое место. Входит Наталья Леонидовна, удивляется, спрашивает о том, как передвинули тумбочку и благодарит и детей, и тех изобретателей, кто придумал это «необыкновенное изобретение»).
Воспитатель.
-Ребята, вам понравилось наше занятие?
-Что нового вы узнали?
-Что такое изобретение?
-Как называется человек, который сделал такое изобретение?
-Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали?
-Я предлагаю вам, ребята, вместе с родителями внимательно посмотреть вокруг себя дома, на улице, понаблюдать и решить, где «живет колесо»?