Татьяна Макарова
«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение творческому рассказыванию
детей старшего дошкольного возраста
как важнейшее средство коммуникации»
Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.
Публикация «„Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации“» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.
Работая над темой «Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников» ставим перед собой следующие задачи:
1. Учить детей составлять творческие рассказы и сказки на тему, предложенную воспитателем, по картине; совершенствовать самостоятельность, целенаправленность рассказа, его композиционную целостность и художественную выразительность; развивать творческую продуктивность (вариативность) рассказывания.
2. Формировать у детей интерес к творческому рассказыванию с целью постоянно активизировать деятельность детей с помощью мотивов : общественных, игровых, подготовке к школе, соревнования и др.
3. Развивать оценочное суждение о содержании и качестве придуманных сочинений, как своих, так и товарищей.
4. Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать внимательно, дать оценку, обращая внимание на композиционное построение, использование выразительных средств языка.
Словесное творчество детей играет особую роль в подготовке к школе. Именно в творческой деятельности перед ребенком возникают задачи самостоятельного выбора темы, содержания и формы своего литературного произведения. Для нас, воспитателей, анализ словесного творчества ребенка является информативным показателем освоения им речевых и интеллектуальных умений.
В процессе словесного творчества стараемся развивать следующие умения:
- интеллектуальные: умения планировать речевую деятельность, оперировать имеющимися знаниями, образами, комбинировать их в новом сочетании, логически развивать сюжет;
- литературоведческие: умения использовать в своих сочинениях законы некоторых жанров, композиционные особенности литературного произведения;
- эмоционально – образные: умения создавать в воображении яркие образы, передавать чувства, настроения героев, свое отношение к событиям;
- образно-речевые: умения находить адекватные воображаемым образам речевые обозначения и обороты, пользоваться сравнениями, эпитетами;
- исполнительско-речевые: умения выразительно передавать слушателям свое сочинение, выбирать адекватную жанру манеру исполнения, вызывать эмоциональный отклик у слушателей на свое сочинение, т. е. смотреть на слушателей во время исполнения, говорить внятно, выразительно, следить за их эмоциональной реакцией.
Виды творческого рассказывания :
1. Творческое сочинение по картине;
2. Придумывание рассказов по литературному образцу;
3. Свободное сочинение:
а) рассказов;
б) сказок.
Эффективность обучения детей связному рассказу значительно повышается, если этому предшествует подготовительный этап, заключающийся в обучении отдельным элементам (описание портрета, чувств, настроения героя, природы, места действия).
Подготовительный этап – как часть занятия, учим детей :
1. Описывать одежду вымышленного героя (костюм, его цвет, части, отделка).
2. Придумывать описание портрета (цвет и форма глаз, носа, губ, волосы).
3. Описывать чувства и настроения героя.
4. Описывать природу и место действия.
На подготовительном этапе происходит накопление детьми необходимых впечатлений, обогащение литературоведческих знаний. Например, прежде чем ставить перед детьми задачу самостоятельно придумывать сказку, знакомим их с разными сказками (народными, авторскими, имеющими различную стилистику. Используем приемы, помогающие детям усвоить логику и последовательность развития событий в сказке: беседа по ее содержанию, пересказ по частям, пересказ от лица разных персонажей, составление плана изложения. Дети анализируют композицию сказки (зачин, завязка, кульминация, развязка, обсуждают разные сказки, отвечают на вопросы: «Что умеют делать звери и люди только в сказке?», «Какие волшебные события происходят в сказках?», «Чем отличается сказка от рассказа?».
Предлагаем детям задания, помогающие освоить выразительные средства языка. Это: придумывание эпитетов, сравнений, прием словоизменения или словообразования, придумывание синонимов или антонимов к словам.
Словесное творчество тесно связано с развитием воображения. Поэтому используем следующие задания: «Волшебный карандаш», «Дорисуй», «Страна Вообразилия», «Что было бы, если бы…», «Нарисуй и назови несуществующее животное».
Обязательным считаем включение в занятия пальчиковой гимнастики, т. к. «пальчиковые игры» способствуют развитию речи, творческой деятельности детей, с этой же целью в подготовительной группе вводим кинезиологические упражнения. Создали программу по развитию конструктивной деятельности для детей старшей и подготовительной к школе группам.
В значительной степени облегчает процесс формирования связной речи наглядность. Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Аналогичные схемы используем и для составления сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, составлении самостоятельных рассказов, сказок.