Получи документы

Обучение количественному и порядковому счету детей с ТНР

Светлана Власкина
Обучение количественному и порядковому счету детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Первые занятия по математике необходимо посвятить актуализации уже имеющихся знаний и знакомству с множеством как единым целым, состоящим из однородных предметов. Значение слова «много» показывается в различных речевых конструкциях. Воспитатель демонстрирует множество кубиков (цыплят, деревьев и т. д.) и поясняет: «Это кубики. Их много. Много кубиков». После данного объяснения проводится работа по закреплению речевого образца на разнообразном наглядном материале.

Публикация «Обучение количественному и порядковому счету детей с ТНР» размещена в разделах

Необходимо подвести детей к пониманию того, что множества состоят из разных частей, например множество птиц состоит из голубей, воробьев, грачей и других птиц, множество шаров — из красных и зеленых. Предметы объединяются по качественным признакам (цвет, форма, величина) и родовидовым признакам (обобщенные понятия, например, животные, посуда и др.)

Только после того, как знания детей о множестве будут уточнены и закреплены в конкретных условиях деятельности, следует переходить к их углублению. С опорой на прием противопоставления рассматриваются понятия «много» и «мало». Для этого следует показать множество предметов, определить, что их много, и пронаблюдать за уменьшением их количества. Каждый ребенок берет один кубик из множества и комментирует свои действия или повторяет речевой образец: «Я взял кубик». Воспитатель обращает внимание на то, что кубиков становится меньше, теперь их мало. Дети повторяют: «Кубиков стало меньше», «Кубиков мало».

Когда остается один кубик, начинается ознакомление с числом один. Следует сообщить, что остался один кубик, и показать цифру 1. Важно добиться понимания того, что меньше, чем один кубик, взять нельзя, так как один — самое маленькое число. Если убрать последний кубик, не будет ни одного кубика.

После объяснения данного материала необходима длительная работа по закреплению изученного. Использование разнообразного наглядного материала позволит абстрагироваться от определенных предметов и понять смысл математических характеристик.

Самое маленькое число предметов — один. Соотнесение одного предмета с числом один и создание зрительного образа цифры 1 являются важным этапом формирования количественных представлений. Как показывает практика, данный учебный материал не вызывает трудностей большинства детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Большую роль при изучении чисел играют практические задания. Детям предлагается взять один предмет, положить около него карточку с цифрой 1, найти в окружающей обстановке один предмет, нарисовать (слепить, разукрасить и т. д.) один предмет. Практическую деятельность сопровождают речевые высказывания: «Сколько домиков?»«Один домик».

После ознакомления с понятиями «много», «мало», «один», «ни одного» проводится работа, направленная на определение количества предметов и правильное употребление изученных терминов.

Предлагаются практические задания, требующие сравнения численности множеств и дифференцированного ответа на вопрос «сколько?» («много детей», «мало кукол», «один дом», «ни одной кошки»). Подобные упражнения позволяют плавно перейти к сравнению равномощных групп.

В средней группе необходимо проводить работу по повторению и обобщению уже имеющихся знаний о множестве. Дети продолжают тренироваться в группировке множества предметов по общим признакам, в сравнении множеств по количеству. Постепенно математический материал усложняется: требуется не только установить равенство линейно рас-положенных предметов, но и предметов произвольно лежащих в пространстве, а также различных по размеру.

Дети среднего дошкольного возраста приступают к изучению счета. Основная задача воспитателя — избежать речедвигательных стереотипов (заучивания числительных по порядку) и добиться осознанного употребления числительных, соотнесения количества с числом и цифрой, понимания зависимостей между смежными числами. Для этого следует ограничиться формированием счетной операции в пределах пяти.

Каждое число (два, три, четыре, пять) должно изучаться как минимум в течение двух занятий и повторяться на протяжении всего последующего обучения. Первое занятие посвящается получению нового числа, соотнесению количества, числа и цифры. Второе — сравнению смежных чисел, созданию равенства из неравенства, путем увеличения или уменьшения количества элементов на один (единицу).

В старшей группе происходит знакомство с числами шесть, семь, восемь, девять, десять происходит по аналогии с изучением чисел в средней группе. Детей знакомят с получением нового числа. Объясняется, что, если к пяти добавить еще один, будет шесть (к шести добавить один — будет семь и т. д.). Каждое число соотносится с количеством и цифрой, сравнивается со смежными числами, определяется, на сколько предыдущее число меньше последующего и последующее больше предыдущего. Выполняются задания на пересчет предметов, звуков и движений, отсчитывание по образцу и заданному числу, сравнение численности двух множеств.

Однотипные упражнения предлагаются от занятия к занятию с той лишь разницей, что изменяется (увеличивается) количество предметов, с которыми выполняют операции. Практика показывает, что дети достаточно хорошо запоминают зависимости и отношения между величинами. Приступая к изу-чению числа шесть (семь, восемь, девять, десять) многие могут самостоятельно объяснить, что если к пяти добавить еще один, будет новое число шесть, которое больше, чем пять на один. В связи с этим возможно сокращение количества занятий, отведенных на изучение одного числа. Если в средней группе необходимо было рассматривать число на нескольких занятиях, то в старшей группе ознакомление с получением числа и сравнение численности множеств, больших или меньших на единицу, может проходить в течение одного занятия.

Изучение порядкового счета вызывает многочисленные трудности у детей с нарушениями речи. Это связано с необходимостью построения разнообразных речевых конструкций, поскольку порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Например, порядковое числительное первый в именительном падеже в мужском роде звучит как первый (снег, женском роде — первая (звезда, среднем роде — первое (слово, в именительном падеже множественного числа — первые (звезды, в родительном падеже мужском и среднем роде — первого (снега, слова, женском роде — первой (звезды, в родительном падеже множе-ственного числа — первых (книжек) и т. д.

Особое внимание следует уделить правильному употреблению слов «предыдущий» и «последующий», разъяснить их смысл. Так, предыдущий — это идущий впереди, последующий — идущий после.

Знакомство с порядковыми отношениями требует знания предлогов и наречий, обозначающих место предмета в ряду: «перед», «рядом», «между», «за», «около». Слова, которые указывают на пространственное положение предмета, следует четко проговаривать и объяснять их значение, что позволяет развивать пространственные представления детей.

Ознакомление с порядковым счетом начинается в процессе дидактической игры. Например, перед магазином выстраивается очередь за мороженым. Воспитатель объясняет, что зайчик первый, ежик второй, мишка третий, кукла четвертая и т. д. Голосом выделяются порядковые числительные. Дети повторяют вслух.

Далее необходимо объяснить, что порядковый счет зависит от направления счета. Создается игровой момент: на противоположной стороне улицы открывается книжный магазин, и все игрушки поворачиваются и встают в очередь за детскими журналами. Теперь их надо считать по порядку с другой стороны, от начала очереди. Первая теперь кукла, второй — мишка, третий — ежик, четвертый — зайчик. Воспитатель должен разъяснить, что для нахождения места в ряду следует всегда указывать направление счета. Предлагаются тренировочные задания, например: пятеро детей встают в ряд, а остальные должны определить, кто стоит первым слева, последним справа, первым справа, последним слева, пятым от окна, вторым от двери и т. д.

Необходимо научить дифференцировать значение вопросов: «Какой?», «Который?», «Какой по счету, «Сколько?», показать, что при изменении места предмета общее количество предметов не изменяется.

А. М. Леушина предлагает продемонстрировать десять разных по цвету флажков, определить цвет каждого, пересчитать их общее количество, определить место каждого флажка. Воспитатель задает вопросы:

• Сколько всего флажков?

• Какой по счету зеленый флажок?

• Который флажок красный?

• Какой четвертый флажок?

После этого нужно изменить порядок флажков и определить, что количество их не изменилось, но место каждого флажка стало другим, изменился их порядок. Дети узнают, что число характеризуется двумя признаками: количеством и порядком.

Можно предлагать задания, позволяющие не только упражняться в порядковом счете, но и учиться произвольному запоминанию. Например, нужно запомнить порядок расположения предметов: первая чашка, второе яблоко, третий карандаш, четвертая кукла, пятая машинка. Для этого воспитатель называет последовательность предметов и просит ребенка ее повторить. После предлагает закрыть глаза и меняет порядковое место предметов, или убирает несколько предметов, или добавляет новые (возможны различные сочетания изменения первичного расположения предметов и самих предметов). Ребенок открывает глаза и восстанавливает ряд, с помощью взрослого рассказывает, что изменилось: «Яблоко было вторым, а теперь оно пятое, ручки не было, был карандаш, он лежал третьим.» Важно следить за правильностью речи. Если же ребенок не может самостоятельно построить фразы, разрешается повторять их по образцу, с голоса воспитателя.

На изучение порядкового счета необходимо два-три занятия. В дальнейшем нужно организовывать систематическое повторение данного учебного материала.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Обучение детей правилам дорожного движенияОбучение детей правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения остаётся, по-прежнему, одной из главных задач дошкольного образования. Поэтому с детьми - дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение количественному и порядковому счету детей с ТНР
Опубликовано: 24 октября 2024 в 15:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение количественному и порядковому счету детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Власкина (УИ 1834285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД