Татьяна Гаврильева
Обучение якутскому языку (двуязычию) в подготовительной к школе группе «Виртуальное путешествие в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к природе, к окружающему миру, красоте звучания якутского языка через приобщение их к песням, стихам, танцам. Закрепить знания детей по теме «Времена года». Развивать внимание, речь детей. Познакомить детей с новыми словами: таммахтар таммалыыллар, маска сэбирдэхтэр тыллаллар. Расширить представления детей о птицах: кус (утка, тураах (ворона, кыталык (стерх). Учить детей составлять небольшие предложения, опираясь на наглядные модели.
Публикация «Обучение якутскому языку (двуязычию) в подготовительной к школе группе „Виртуальное путешествие в мир природы“» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Подготовительная группа
- Республика Саха. Якутия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен, физминутки; просмотр альбомов о природе; беседы по Красной книге.
Материал и оборудование: слайды с изображением природы в разные времена года, карточки – модели, аудиозапись песен «Тики - таки чок-чок», «Саас барахсан», музыка к танцу стерхов, экран, компьютер, проектор.
Предварительная работа:
Заучивание песен стихотворений, физкультминутки.
Просмотр альбомов о природе.
Беседы по Красной книге.
Работа с моделями
I. Вводная часть.
- Утуо сарсыарданнан! О5олоор, бугун биьигини дьикти айан куутэр. Ол онно барарга бэлэм буолуохтаахпыт, илиилэрбититтэн тутуьан, бары кууспутун мунньан айаммытыгар турунуо5ун.
- Сегодня нас ждет интересное занятие, а для этого давайте все дружно возьмемся за руки и отправимся в увлекательное путешествие (переход в театральную зону; на экране слайд №1 – тема занятия).
II. Основная часть.
Бугун биьиги Сахабыт Сирин кэрэ айыл5атыгар ыалдьыттыахпыт, дьыл кэмнэрин туьунан кэпсэтиэхпит.
Вас ждет встреча с природой нашего родного края и поговорим мы о временах года.
1. Виртуальное путешествие. Беседа о временах года.
Показ слайда №2. О5олоор, дьыл ханнык кэмнэрин билэ5итий? Назовите времена года (вспомните, какие времена года вы знаете). Расскажите об их признаках.
Ответы детей:
Сайын. Бу сайын. Сайын итии, лыахтар котоллор, сибэккилэр уунэллэр. Биьиги сотуолуубут.
Куьун. Элбэх ардах туьэр, тыал куускэ урэр. Сэбирдэхтэр туьэллэр. Котордор итии дойдуга бараллар.
Кыьын. Кыьын тымныы, туманнаах, элбэх хаар туьэр. Дьоннор халыннык танналлар.
Саас. О5олор, билигин дьыл ханнык кэмэй (бириэмэтэй? Кыьын дуу, саас дуу?
По каким признакам можно узнать, что наступила весна?
Саас сылаас, ичигэс. Кун куускэ тыгар. Таммах таммалыыр. Саас от-мас тыллар. Ньургуьун тахсар. Котордор кэлэллэр.
Молодцы! Вы очень много знаете о временах года.
(Показ слайдов приостанавливается).
А сейчас наши дети прочитают стихи о весне.
2. Чтение стихотворений о весне.
Илья уонна Таня, кэлин эрэ манна. Хоьооннутун аа5ан иьитиннэрин.
Илья. Тымныы кыьыны кыйдаан,
Сандал саас эргийдэ.
Куммут уота тыкта.
Сылаас тыына илгийдэ.
Таня. Тулабар чыып-чаап
Сана элбээтэ,
Уорбуттэр кыракый чыычаахтар.
Топ-топ тыаьаата таммах
Халыйда сааскы чалбах.
Маладьыастар, олорун.
«Сандал саас» туьунан хоьоону аа5ыахтара Наташа уонна Вера.
Наташа. Сааскы куммут сылыйан,
Кулэн-уорэн мичийэн,
Айыл5абыт уьуктан
Уеруу-котуу уксээтэ.
Вера. Чэйин, чэйин, о5олоор,
Сандал сааспыт кэлбитин
Уерэн-котон корсуо5ун,
Ыллаан-туойан биэриэ5ин!
Олус учугэй! Маладьыастар!
3. Моделирование.
О5олоор, учугэйдик олорун эрэ.
Внимательно посмотрите. Перед вами лежат таблицы. Вы должны подумать и дорисовать, чего на этих рисунках не хватает. А теперь мы будем составлять небольшой рассказ из ваших предложений.
(Дьыл ханнык кэмэй)
4. Загадывание загадок.
А теперь я хочу загадать вам загадку.
Сайын буолбатах,
Саас улаатар,
Оро буолбатах
Таннары уунэр.
Кун кордо да
Ытаан барар,
Ытаан иьэн
Сутэн хаалар.
Маладьыастар, сопко таайдыгыт.
(Муус чопчу)
Физминутка. «Тики-таки-чок-чок» зовут нас капельки!
Продолжение виртуального путешествия. Показ слайдов о птицах.
Как вы уже говорили, весной к нам из теплых краев прилетают птицы. Вот послушайте еще одну загадку. Мин таабырыммын истин эрэ.
Хап - хара сонноох,
Дуух - даах саналаах. (Тураах)
Отгадали? Да, вороны. Это первые птицы, которые прилетают весной в Якутию (в наш край). Строят свои гнезда на деревьях, выхаживают своих птенцов. Очень умные птицы. Если приближается опасность, предостерегают своим криком. Питаются жуками-червяками. Защищают друг друга от опасностей.
Отгадайте следующую загадку.
Плавает в воде, может нырять, может взлетать.
Гнездо сооружает на земле, в густой траве, чтобы не было видно.
Кто это (Утка-кус)
И самая красивая редкая птица, занесенная в «Красную книгу»…
В белоснежном наряде,
на длинных ногах, красных легких сапогах
На крыльях - черные разводы
Кто это (Стерх-кыталык)
Стерхи обитают в тундровой части нашей республики. Они строят гнезда на открытом месте. Люди очень редко видят этих птиц. О них создано немало песен, легенд, танцев. Старые люди говорят, кто увидит танцующих стерхов, тот счастливый человек. Мы приглашаем вас увидеть танец стерхов.
5. Музыкальная пауза. «Танец стерхов» в исполнении детей группы «Кораблик».
6. Звуко-двигательная имитация (звуки - гимнастика для подвижности языка, движения – раскрепощение, снятие зажатости, зажимов).
А теперь мы хотим показать вам птиц, котордору кордоробут. А вы, уважаемые гости, должны отгадать по движениям и голосу, что это за птица.
(Кус, тураах, кыталык).
7. Анализ занятия. Молодцы! Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир природы, посмотрели на её красоту в разные времена года. Узнали много интересного о птицах родного края. Вы должны с малых лет беречь природу, оберегать и охранять её.
А сейчас мы хотим подарить всем нашу любимую песню «Саас барахсан». Корсуоххэ диэри!
Итоговым мероприятием является проведение традиционного праздника встречи лета - ысыах.