Воробьева Светлана
Обучение игре на деревянных ложках как средство приобщения детей дошкольного возраста к традициям родного народа
▼ Скачать + Заказать документы
Ложки – это простейший русский народный инструмент, относящийся к группе ударных шумовых инструментов.
Почему именно деревянные ложки? Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.
Публикация «Обучение игре на деревянных ложках как средство приобщения детей дошкольного возраста к традициям родного народа» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
Ложка изначально использовалась, как предмет домашнего быта. При изготовлении деревянных ложек не требовалось выдающихся умений. Материала (древесины) было достаточно, поэтому они получили повсеместное распространение.
О музыкальных свойствах ложек, люди, скорее всего, догадались во время еды, услышав характерный стук о дно тарелки. Так как во многих населенных пунктах музыкальных инструментов не было в принципе, то обращение внимания на музыкальные качества утилитарных предметов стало не случайным. Все, что было под рукой и могло издавать при ударе яркий звук (печные заслонки, сковороды, горшки, тазы, самоварные трубы, косы, пилы, применялось во время музыкального сопровождения песен, танцев.
В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных инструментальных ансамблей. Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств.
Игра на ложках привлекательна для детей любого возраста, так как освоение простейших приемов не требует длительного времени и специальной подготовки. Достаточно взять ложки за черенки в руки, и, ударяя ими друг о друга, получить яркий звук.
При изучении более сложных приемов происходит выработка игровых навыков, развитие мышц рук, координации движений, дети получают богатый слуховой опыт, так как, можно получить различное звучание, как по высоте, так по тембру и динамике.
Стоит отметить, что применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль ложкарей, являющийся активной формой музыкального воспитания в процессе коллективной музыкально-прикладной деятельности.
На первоначальном этапе обучения игре на ложках можно придумывать простейшие ритмы, создавать элементарную ритмическую сетку для исполняемого музыкального произведения, импровизировать на заданный ритм или мелодическую тему.
При освоении некоторых приемов игры на ложках активно применяются малые стихотворные формы, загадки, считалки и поговорки, с одной стороны, активизируют мыслительную деятельность ребенка, а с другой – вербально подкрепляют создаваемые на ложках звуковые образы.
Особенно детям нравится использовать ложки для различных звуко имитаций. Они показывают голоса животных, птиц или передают с помощью звучания ложек их характеры. Тогда ложки будут выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
Словесное подкрепление исполняемого на ложках ритма, образное присутствие понятных и интересных детям героев позволяет координационно и комплексно влиять как на речевое, так и на моторное развитие ребенка. Чем лучше будет сформирован уровень тонких движений пальцев рук, тем лучше ребенок будет развиваться и в речевом плане.
Процесс обучения игре на ложках следует начинать со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развивать координацию рук.
Например, для игры на двух ложках педагог может поиграть в игру «Кто у нас сильный», проверяя крепость зажатых ложек между пальцами левой руки, пытаясь вытащить одну из ложек. Ребенок оказывает сопротивление, напрягая необходимые мышцы руки, что опосредованно развивает цепкость и силу пальцев, формирует мышечную память. Обучение этому приему можно предвосхитить игрой «Скачущая лошадка», педагог показывает сам, а затем просит повторить детей – он поочередно резко сжимает ладони, которые держит перед собой на уровне груди. При ударе пальцев о ладонь образуется «щелкающий» звук. Чередуя удары, можно добиться эффекта скачущей лошадки.
Развитие координации движений, быстроты реакции и совершенствование исполнительского навыка достигается за счет применения различных упражнений-игр: «Кто быстрее» (установит у себя ложки в руке, «Кто лучше сыграет» (оценивают сами дети, «Комариные потешки» (кто придумает лучшую импровизацию на трех ложках) и другие.
Эти игры, которые применяют во время разучивания всех приемов игры на ложках, мотивируют детей к более быстрому получению навыков и формируют заинтересованность в осуществляемой деятельности.