Татьяна Белкозеркова
Обучение грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой и звуком Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить детей с новой согласной буквой «Ч»; закреплять понятие буква, звук; гласная, согласная буква, слог, слова, предложение. Закреплять слого-звуковой анализ слов. Развивать логическое мышление, память, речь, мелкую моторику рук. Учить работать коллективно по подгруппам.
Публикация «Обучение грамоте в подготовительной группе „Знакомство с буквой и звуком Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материал и оборудование: игрушка Незнайка, волшебная палочка, ковер-самолет, вывески островов, знакомые гласные и согласные буквы, две коробочки красного и синего цвета, буква «Ч», фасоль в тарелках, карточки на составление предложений, карточки на каждого ребенка с картинкой для печатания слов, карточки спрятанных букв, кроссворд с буквой «Ч», машина, игрушки со звуком «Ч», чупа-чупсы по количеству детей, карандаши.
Ход непосредственно образовательная деятельность
Сюрпризный момент.
В руках у воспитателя Незнайка. От его имени воспитатель сообщает детям, что он пришел в детский сад поучиться у ребят и посмотреть сему ребята уже научились. Незнайка сообщает, что у него есть волшебная палочка, которая поможет им попасть в страну знаний. Спрашивает ребят:
- А хотели бы вы отправиться со мной в эту страну знаний?
- Тогда «садитесь» на ковер-самолет, закрывайте глаза и полетели!
(дети садятся на ковер-самолет, закрывают глаза, звучит мелодия)
Прилетают в страну – знаний. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в стране есть три острова. И они будут переходить от одного острова к другому, выполняя задания.
«Остров грамоты»
Воспитатель:
- Ребята, давайте прочитаем название этого острова!
- А как вы думаете, что мы будем делать на этом острове?
- Но прежде чем учится, посмотрите, что случилось, все буквы с нашей волшебной полянки разбежались. Без них, мы не сможем сложить ни одного слова.
- Надо нам их найти расселить по домикам.
- Девочки собирают гласные буквы в красную коробочку.
- Мальчики собирают в синюю коробочку согласные буквы.
Выясняю с детьми, почему их так называют (согласные, гласные буквы). Обращаю внимание на новую букву «Ч», спрятанную на двери.
- Кто из вас знает, какая это буква?
- На что она похожа?
«Да, вы правильно решили:
«Ч» похожа на четыре
Только с цифрами друзья
Предлагаю несколько раз произнести звук «Ч».
- Какой он гласный или согласный?
- Почему?
- Запомните звук «Ч» согласный, всегда мягкий.
- Назовите слова, в которых есть звук «Ч».
- Сейчас, вы, мне называли слов с этим звуком, а теперь я буду называть слова, а вы закрывать ту часть слова, где есть этот звук (в начале, в середине, в конце).
Игра с птичками ( закрывают нужную часть: голову, туловище, хвост)
- Давайте пальчиками напишем в воздухе букву «Ч»
Выкладывание буквы «Ч» из фасоли.
Игра «Подели слова на слоги» - проводится по подгруппам
После игры выясняю, что такое слог, слово.
Составление предложений по карточкам (воспитатель показывает картинки с предметами, а дети составляют с ними предложения).
Физминутка с мячом в кругу «Закончи слово» (речевой материал со звуком «Ч»)
Переходим к следующему острову.
- Почитайте, как он называется?
«Остров письма»
- Что мы будем делать на этом острове?
Дети садятся за столы, проводится физминутка для пальчиков «Дружба»
На каждого ребенка карточка с картинкой, карандаш (печатание слов по картинке).
Звуковой анализ слова (3-4 слова)
Физминутка в кругу с мячом «Скажи наоборот» (весело - грустно)
Подходим к следующему острову
«Остров ребусов»
- Что здесь мы будем делать?
Дети садятся на стульчики полукругом.
Игра «Какие буквы спрятались?»
Кроссворд
Игра «Зашифрованные слова»
- Ребята, наш гость Незнайка пришел не с пустыми руками к вам, он приготовил вам сладкие призы, за то что вы согласились с ним попутешествовать. И мы в свою очередь, тоже не можем его отпустить не отблагодарив. Давайте подарим ему игрушки в названии которых есть звук «Ч». Посадим их в машину, на которой незнайка отправится домой.
Рефлексия.