Дина Кудасова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить с детьми термины "речь", "слово", " предложение"; формировать умение схематично изображать предложение. дать понятие о сложном слове. Закрепить умение интонационно выделять звук в слове; различать на слух твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Материал: предметные картинки: лиса и луна. У детей полоски бумаги красного, жёлтого и зелёного цвета. Фишки трё х цветов: синего, зелёного и красного. Карточки с четырьмя окошками.
1. Артикуляционная гимнастика.
По утрам мой брат Кирилл
Трёх крольчат травой кормил.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Ребята, как вы за лето подросли, наверное, вы хорошо отдохнули? давайте пообщаемся на эту тему. Где вы отдыхали? Куда ездили? С кем встречались?
Вы, слышите, что между нами состоялся диалог, общение, разговор. а когда один человек говорит, например, диктор по телевизору, то это будет речь.
Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Представьте, что вы идёте с мамой в детский сад и наблюдаете, что происходит вокруг.
- " Пошёл дождь ", - подумала и сказала мама. Получилось предложение.
-" Дождь сильный!", - сказала дочка. Снова получилось предложение, а в предложении есть слова.
Из каких слов составлено предложение, сказанное мамой? Сколько слов в этом предложении?
Какое предложение произнесла дочка? Сколько слов в предложении " Дождь сильный!"?
А если мы будем просто называть слова, например: листья. шапка, небо, краски, идти, школа, нам будет очень трудно понять друг друга, потому что слова не связаны никакой мыслью, а в предложениях мы думаем о том, что хотим выразить словами.
3. Дид. упражнение: "Соединим слова".
Перед вами лежат полоски трёх цветов - представьте, что это слова. Жёлтые полоски - это предметы. Назовите любые предметы (мяч, стол, чашка).
Зелёные полоски - признаки предметов. (какой мяч? большой, красный, полосатый)
Красная полоска обозначает действие предмета. (мяч что делает? катится, прыгает)
А теперь давайте соединим слова в предложение какой-нибудь мыслью.
Дети называют предложение из заданных слов и выкладывают полосками последовательно на столах
4. Игра: " Строим живое предложение"
Воспитатель приглашает детей и говорит им, что они будут словами в предложении. Все дети будут словом - " зайцы" (они выстраиваются в колонну друг за другом, один мальчик словом - "прыгают", девочка - словом " прячутся". Воспитатель произносит слово " зайцы", мальчик своё слово " прыгают", девочка - слово "прячутся". Из скольких слов состоит предложение: " Зайцы прыгают, прячутся"? (из трёх) Подумайте, кто должен встать первым в нашем предложении, кто вторым и кто третьим? : " Зайцы прыгают, прячутся"? далее воспитатель предлагает поменять местами слова в предложении. Как по другому можно составить предложение из этих же слов? (Прыгают. прячутся зайцы). Кто должен встать первым, вторым и третьим в этом предложении? (дети перестраиваются)
5. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку, на которой изображены дети, идущие в школу. Как можно назвать ребёнка, ученика, идущего в первый класс? (первоклассник) в этом слове спрятались два слова. Как вы думаете, какие? (первый и класс) Слова, в которых спрятались два слова называются " сложными" словами. Как можно назвать ученика, идущего во второй, третий и т. д. класс?
6. Игра " Произнеси чётко первый звук в слове"
Воспитатель попарно выставляет на доске картинки: лиса и луна. Просит произнести слова так, чтобы все хорошо услышали первый звук в словах.
Какой первый звук в слове лиса? (л) Какой первый звук в слове луна? (Л) Эти звуки - братцы, один мягкий согласный, другой - твёрдый согласный. твёрдый согласный звук мы будем обозначать синей фишкой, а мягкий - зелёной. (показывает) Вспомните. каким цветом обозначаются все гласные? (красным). Далее дети выкладывают с помощью фишек слова лиса и луна в карточках, определяют, что согласные звуки (н) и (с) - твёрдые и обозначаются синими фишками.