Темаева Ирина Викторовна
Обучение грамоте детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Публикация «Обучение грамоте детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Термин «грамота» заимствован из Византии, где gramota обозначала послания, указы, любые другие письменные документы. Термин «грамота» имеет несколько значений: умение читать и писать (выучиться грамоте).Официальный документ (верительная, охранная, почетная грамота). В старину документ, письмо, на Руси грамоты писались на досках, пергаменте, бересте.
Предпосылками обучения грамоты являются :
Мотивированность к обучению грамоте. (Устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется к 5-7 годам).
Когнитивная готовность. (Способность к абстрагированию- символическая игра, овладение обобщающими понятиями).
Языковая готовность. (Осознание самой устной речи, так как графические знаки обозначают элементы устной речи).
Задачи обучения грамоте в соответствии с ФОП ДО детей от 3 до 4 лет
Подготовка детей к обучению грамоте : формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Содержание образовательной области:
Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.
Задачи обучения грамоте в соответствии с ФОП ДО детей от 4 до 5 лет
Подготовка детей к обучению грамоте : продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).
Содержание образовательной области:
Подготовка детей к обучению грамоте : педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
От 5 лет до 6 лет
Задачи:
Подготовка детей к обучению грамоте : формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
Содержание образовательной области:
Подготовка детей к обучению грамоте : педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении.
От 6 лет до 7 лет
Задачи:
Подготовка детей к обучению грамоте : Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
Содержание образовательной области:
Подготовка детей к обучению грамоте : педагог помогает освоить звуковой анализ четырех звуковых и пяти звуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; знать названия букв, читать слоги.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.