Валентина Черепанова
Обучение детей удмуртскому языку в дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Нашу дошкольную группу посещает 32 ребенка.
По национальному составу 78%- это дети удмурты, 22 % (7 детей) - русские.
По нашим данным из 23 семей владеющих удмуртским языком, только в трех семьях (11%) родители общаются с ребенком на удмуртском языке. Таким образом, интерес к удмуртскому языку пропадает уже в дошкольном возрасте. И в этом виновата, не только семья, но и детский сад, так как общение и обучение ведется на русском языке.
Публикация «Обучение детей удмуртскому языку в дошкольной группе» размещена в разделах
Поэтому проблема изучения удмуртского языка, удмуртской культуры, традиций остро стоит перед нашим детским садом, где дети проводят большую часть своего времени. Ведь только через родной язык ребенок усваивает картину мира, душу, характер, традиции своего народа. Если мы хотим сохранить свой народ, мы всеми средствами должны воспитать любовь к своему родному языку.
На педагогическом совете было решено начать изучение удмуртского языка в старшей и подготовительной группах.
Перед собой мы поставили следующую Цель: Развитие навыков владения удмуртской речью как средством общения. Для достижения цели поставили.
Задачи:
1. Формировать у детей дошкольного возраста интерес к изучению языка, традиций удмуртского народа.
2. Развить диалогическую речи, обогатить активный запас словаря.
3. Воспитать чувства патриотизма, любовь к малой родине.
С согласия родителей начали вести обучение удмуртскому языку по программе «Ошмес син» А. П. Пронькиной.
Занятия по удмуртскому языку проводятся в старшей и подготовительной группах 1 раз в неделю.
Занятия в старшей группе организуются по следующим темам:
"Приветствие, знакомство", "Черты лица", "Части тела", "Семья", "Одежда", "Цвета предметов", "Счет до пяти", "Овощи", "Мебель", "Посуда", "Продукты питания". Дети не только узнают и называют предметы, но и могут их описать, подобрать 2–4 прилагательных к существительным, могут описать себя и друга, выполнить задания воспитателя, высказанные на удмуртском языке.
В подготовительной группе происходит повторение изученных ранее тем. изучаются темы: "Явления природы", "Части суток", "Город. Деревня". В этом возрасте дети составляют небольшой рассказ о ком-то, о чем-то, отвечая на вопросы: "Кин та? Ма та? Кыче со? Со ма каре?"
Усвоение лексики идет в определенной последовательности. На первом этапе происходит усвоение лексического значения удмуртского слова и одновременно его звуковой формы, которые можно раскрыть с помощью языковой догадки по созвучию с русским словом, сходным по форме и значению. Дети узнают эти слова в первую очередь и легко их запоминают. Например, по теме "Домашние животные" : кошка – кочыш, курица – курег; по теме "Посуда" : чашка – чаша, тарелка – тэркы, кружка – кружка.
Для того, чтобы дети правильно произносили удмуртские звуки, которых нет в русском языке, ж,з, о,ч, мы проводим соответствующую артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, используя для неё чистоговорки, скороговорки с этими звуками. Например: "Зо – зо – зо, зо – зо – зо, лесьтимы бадзым колзо, кытчы питыраз колзо?" или: "Дьо – дьо – дьо – шумпотэ пичи додьы, дьо – дьо – дьо – котырак лымы тодьы".
Занятия по физической культуре включают удмуртские народные игры
Знакомство с разнообразными народными играми приносят детям много радости. «Трифон агайдорын» - «У дядюшки Трифона», «Кышетэн шудон» - «Игра с платочком», «Небыльток», - «Растяпа», «Тябык» - «Догонялки» «Быж», «Палтури» развивают силу, ловкость, сообразительность, быстроту реакции. В играх дети с удовольствием употребляют удмуртские считалки. Одик, кык, куинь,ньыль, вить, куать, сизым, тямыс, укмыс, дас – горд шунды жужас. Гурезь улти улмо питра, кин сое кутоз, со шудонысь потоз.
Немаловажным в обучении детей удмуртскому языку является использование пословиц и поговорок. "Нянь зарнилэсь но дуно"– "Хлеб дороже золота"; "Кин трос изе, шудбурзэ ыштэ" – "Кто долго спит, счастье теряет"; "Умоез умоен берытске" – "Добро добром возвращается"; "Тулыс нунал арез сюдэ" – "Весенний день год кормит"; "Умой эшен ноку но уд быры" – "С хорошим другом никогда не пропадешь"
В обучении детей удмуртском языку мы широко используем удмуртский фольклор. Выученный фольклорный репертуар (частушки, дразнилки, потешки, хороводные игры) используется в программах развлекательных мероприятий, утренников и календарно-обрядовых праздников: "Вой дыр" – "Масленица", "Портмаськон" – "Колядование", "Выль ар" – "Новый год".
Большую роль в изучении традиций и обрядов удмуртского народа оказывают люди старшего поколения. Наши бабушки частые гости в детском саду. Они не только посещают мероприятия, но и сами являются активными участниками.
На занятиях по изодеятельности дети делают кукол –закруток, знакомятся с удмуртским народным орнаментом.
Наибольшего успеха в обучении удмуртскому языку можно добиться тогда, когда родители хотят, и могу разделить с ребенком радость открытия. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Мы используем разные формы работы с родителями: консультации,
родительские собрания, дни открытых дверей, праздники.
Наиболее эффективной формой работы для нас является проектная деятельность.
Нами разработан проект, который рассчитан на 2 года.
«Люби и знай родной свой край» («Яраты но тод вордскем шаердэ»)
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истории и культуре родной деревни, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Для успешной реализации проекта поставлены следующие задачи:
1. Расширить представление об истории родной деревни
2. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.
Результатами первого года обучения стали :
-сбор материала для оформления альбома «Зодлудэ, Зодлудэ…» об истории деревни в прошлом и настоящем;
-участие в организации выставки «Люби и знай родной свой край»;
-оформление книги с рецептами «Любимое национальное блюдо моей семьи»;
-оформление альбома «Дом, в котором я живу»;
- исследовательская деятельность «Песянайлэн шыкысэз».
С данным проектом воспитатель Арекеева Н. Л. приняла участие на республиканском конкурсе «Урок дружбы». Работа была признана лучшей, получила Диплом I степени
Для ознакомления детей с историей, культурой, бытом и жизнью удмуртов в старину создан мини-музей, где размещаем национальные игры, игрушки, предметы быта из бересты, дерева, украшения.
К концу подготовительной группы, дети умеют воспринимать удмуртскую речь на слух и вести несложный разговор (диалог, составлять небольшое описание предмета, рассказать о детском саде, своей семье, себе, и друзьях и т. д., в доступной их возрасту тематике.
Вывод:
Изучение удмуртского языка дает свои результаты:
При выпуске детей в школу ребенок знает около 120 удмуртских слов, и умеет общаться на родном языке, что способствует дальнейшему обучению ребенка в школе