Анастасия Старикова
Обучение детей среднего возраста игре «Русские шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель осуществляет обучение детей в повседневной жизни: в течении дня обогащает их знаниями, формирует разнообразные умения и навыки, но главная роль в обучении отводится занятиям.
Занятие- это форма организации обучения в детском саду, которая обязательна для всех дошкольников.
В настоящее время «нововведением» в детских садах являются занятия по обучению игре в шашки.
Темочки:
В дошкольных учреждениях интерес педагогов к интеллектуальным играм и оценки их значения для роста умственного потенциала дошкольников не только не угасают, но и возрастают в последнее время (Л. В. Боброва).
Шашки- игра столь же древняя, что и шахматы, но, в отличии от шахмат, шашечные системы развивались внутри национальных традиций. Существуют английские, немецкие, итальянские, испанские, канадские и русские шашки.
В процессе обучения русским шашкам у детей развиваются устойчивое внимание, выдержка, исполнительность, инициатива (В. Б. Городетский, А. Я Вирный, формируются познавательные интересы (З. И. Нестерова, В. Г. Гришин, Н. Ф. Осипов).
Игра предоставляет большие возможности для развития речевых умений, мышления.
Играя в Русские шашки, дошкольник должен сосредоточиться, собрать в кулак всю свою волю. Шашки требуют, чтобы ребенок сидел (что само по себе сложно) и думал. Да еще и прицельно думал, решал в уме задачу.
Обучение игре в Русские шашки требует от детей дошкольного возраста значительного физического и умственного напряжения, т. е. связано с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях.
Однако в настоящее время не достаточно разработана методика обучения игре в шашке, отсутствует специальная литература по обучению детей дошкольного возраста игре в Русские шашки.
Цель исследования: изучить особенности процесса обучения детей среднего дошкольного возраста игре в Русские шашки.
Исследование проходило в рамках курсовой работы в государственных образовательных учреждениях детском саду №2340 и детском саду №837 Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, которые являются учебными базами университетскими педагогического колледжа №8 в период педагогической практики «Наблюдений и пробных занятий».
Практическая работа включала 2 этапа. На первом этапе стояла задача проверить уровень знаний детей об игре в Русские шашки.
Данная задача решалась с помощью беседы, состоящей из 5 вопросов, в которой принимали участие 2 группы детей (экспериментальная и контрольная).
В экспериментальной группе 13 человек, из них 3девочки и 10 мальчиков. В контрольной группе 17 человек, из них 5 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 4-5 лет.
Беседа проводилась с детьми экспериментальной и контрольной группы в свободное от занятий время.
Анализ результатов беседы показал, что у детей, как экспериментальной, так и контрольной группы отсутствуют знания и представления об игре Русские шашки. Дети не знают, что существует такая игра и что нужно для ее проведения. Однако они очень хотят научиться играть в Русские шашки.
Второй этап работы ставил своей задачей разработку схемы занятий по обучению детей среднего дошкольного возраста игре в Русские шашки.
Обучение игре в Русские шашки предполагало 2 этапа: подготовительный (начальный) и основной.
Целью подготовительного этапа являлось создание интереса к игре в шашки и желание научиться играть в нее, развитие познавательной деятельности, мышления, речи, а также умения слушать воспитателя.
Данный этап включал в себя серию познавательных занятий, направленных на формирование мотивационной сферы при помощи игровых и сюрпризных моментов. Ведь сосредоточенное внимание остается до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к деятельности.
Тематика занятий следующая «Откуда пришли шашки», «Шашки бывают разные», «Азбука шашечной игры», «Доска и шашки», «Правило игры в шашки», «Техника игры в шашки» и др.
Основной этап работы ставил своей целью обучение детей технике и тактическим приемам игры в Русские шашки, развитие логического мышления, внимания и включал практические занятия, постановку и разрешение комбинированных ситуаций, игры на шашечной доске, проведение турниров.
Однако, работа по обучению игре в Русские шашки не ограничивалась только занятиями, она включает в конспект других видов деятельности (игра, тематические познавательные беседы, чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы, изобразительная деятельность детей).
По-нашему мнению, любое занятие имеет смысл только тогда, когда оно не способствует становлению его личности.
Таким образом, разработанная схема занятий по обучению детей игре в Русские шашки позволяет познакомить и научить играть детей в интеллектуальную игру- шашки.