Светлана Черепанова
Обучение детей раннего возраста плаванию в кружке «Морячок»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день отмечается высокий уровень заболеваемости среди детей раннего дошкольного возраста. Именно поэтому в последнее время идет активный поиск новых способов укрепить еще неокрепший организм ребенка. Наиболее эффективным средством для достижения данной цели является плавание. Именно поэтому начинаем обучение плаванию в раннем возрасте.
Публикация «Обучение детей раннего возраста плаванию в кружке „Морячок“» размещена в разделах
Плавание для малышей – это расслабление мышц, снятие тонуса, улучшение кровообращения мозга и тканей, тренировка гибкости позвоночника. Дыхательный и толчковый рефлексы дают возможность научить ребёнка основам плавания и ныряния.
Благодаря обучению детей раннего возраста плавания дети многому учатся – они могут длительное время держаться на воде и ныряют.
Немаловажно поддерживать положительный эмоциональный настрой, на всех этапах обучения младших дошкольников плаванию. Ведь если ребенок не получает удовольствие от упражнений и игр в воде, положительного результата будет достичь крайне сложно. У ребенка попросту будет отсутствовать стимул обучения плаванию.
На основе основной общеобразовательной программы нашего детского сада, была составлена план-программа обучения детей раннего дошкольного возраста плаванию. В учреждении создали на платной основе группу оздоровительного плавания «Морячок». Она включает в себя здоровьесберегающие технологии (игровой массаж, пальчиковая гимнастика, релаксационные паузы, закаливающие процедуры).
Занятия носят игровой характер и проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15 минут в присутствии старшей медицинской сестры. Как правило, группа состоит из двух детей, что позволяет нам разучивать все упражнения, выполняемые в воде, с каждым ребенком индивидуально.
Кружок «Морячок» нами проводится уже на протяжении нескольких лет.
Целью работы кружка– оздоровление детей посредством поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр.
Задачи программы:
1. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
2. Обучение и приобретение широкого круга двигательных навыков.
3. Развитие физически качеств.
5. Сохранение здоровья (профилактика заболеваний с помощью закаливания).
6. Улучшение дыхания и кровообращения.
7. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
8. Улучшение деятельности ЦНС.
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием. Малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне. Они учатся, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться. Учатся, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно. Знакомятся с некоторыми свойствами воды. Учатся к простейшим передвижениям в воде, к погружению, выдохам в воду.
Совершенствуем гигиенические навыки:
• пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться, запоминать личные вещи;
• вытираться, принимать душ.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду.
- Ходить вперед и назад в воде глубиной до бедер с помощью рук.
- Бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
- Пытаться выполнять упражнение «Крокодильчик».
- Дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду.
- Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер.
- Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди.
Обучение плаванию проходит в три этапа.
1 этап – Обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней.
Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться.
2 этап - Обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.
Здесь малыши учатся передвигаться на разной глубине. Они ощущают насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса.
3 этап – Обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).
Следующий этап в освоении с водой, который делают дети раннего возраста - погружение. Занятия по обучению носят комплексный характер, включая в себя упражнения первого и второго этапа, которые используются в качестве разминки.
После занятий с высокой двигательной нагрузкой используем релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке взрослого или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, выполняют упражнения на восстановление дыхания,такие как «веселые пузыри», «попрощайся с водичкой». На занятиях используем красочные предметы: массажные разноцветные мячики и игрушки.
В нашем детском саду в течение года проводятся:
• праздники развлечения на воде;
• дни здоровья:
• для родителей, организован просмотр занятий по плаванию;
• оформлена тематическая выставка «Учимся плавать».
Анализ результатов мониторинга показал, что дети, не имеющие навыков плавания, нерегулярно посещали занятий и в основном по причине - болезнь. Присутствует такой фактор, как - боязнь родителей, что дети заболеют после посещения бассейна. Поэтому регулярно приглашаем родителей на занятия в бассейн, во время которых знакомим с условиями нашего бассейна, беседуем о важности водных процедур, закаливания и оздоровления организма.
Все дети, посещавшие бассейн в таком раннем возрасте, перейдя в младшую группу, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всему бассейну, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им в дальнейшем легко осваивать программу по обучению плаванию.