Татьяна Головина
Обучение детей 6–7 лет операции классификации
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с переходом на новые образовательные стандарты образовательный процесс должен быть направлен не только на достижение оптимального качества обучения, но и на формирование всех универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования. Н. Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними». Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». У детей дошкольного возраста должны быть сформированы предпосылки для формирования универсальных учебных действий, в том числе познавательных.
Публикация «Обучение детей 6–7 лет операции классификации» размещена в разделах
Опыт работы в школе показывает мне, как педагогу, что в учебниках для начальной школы имеются много заданий на сравнение, классификацию, обобщение. Задания есть, но не все ученики владеют алгоритмом выполнения данных операций. Алгоритмов этих нет и в учебниках. Для успешного освоения учебного материала ребенок должен владеть этими операциями, а начинать работу над классификацией (операция классификации основана на операции сравнения) нужно в дошкольном возрасте.
Что значит классификация? Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы, группы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
Логическая операция классификации состоит из:
1) выделения отличительных свойств предметов;
2) определения содержания выделенных свойств;
3) деления класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств;
4) выделения общего для всех предметов признака;
5) сравнения объема класса с объемами входящих в него подклассов.
С каких заданий стоит начинать работать над классификацией? Приведу несколько таких заданий.
Задания:
1. Воспитатель (учитель) называет обобщенное слово (название группы, а дети называют предметы, которые могут входить в эту группу. Например: Животные: волк, коза, еж, кошка…
Домашние животные (группа сужается): кошка, собака, корова…
Дикие животные: лиса, лось, еж…
2. Воспитатель предлагает детям группу объектов, а дети выделяют сначала общее свойство для всех предметов, а затем называют обобщенное понятие. Например: чайник, тарелка, кружка – посуда.
Задания можно усложнить. Предложить ряд объектов, выделить общее свойство, а затем дети должны продолжить данную группу. Например: желтый, зеленый, красный….(синий).
После того, как дети научатся выделять общие свойства объектов, называть обобщенным словом, продолжать цепочку слов, понятий можно предложить задание «определить лишний объект». Например: шапка, платок, сапоги, кепка. Какой предмет лишний? Какой предмет не подходит по всем остальным по какому-либо признаку?
Задание: распределить на группы по заданному детям основанию. Воспитатель предлагает предметы (сначала операции проводим на реальных предметах, затем на картинках, а потом на словах).
Любой алгоритм имеет операционную составляющую. В результате работы над формированием понятия классификация ребенок должен представлять, что из себя представляет это действие, из каких более мелких операций состоит, в каком порядке выполняется (алгоритм выполнения). Выполняя классификацию на реальных предметах, картинках, ребенок-школьник будет готов выполнять более сложную классификацию, в том числе и на словах. Детальное знание алгоритма позволит в дальнейшем перейти к решению нестандартных учебных задач.
Сформированное умение классифицировать предметы, понятия дает возможность быстрее найти закономерности развития изучаемых объектов, демонстрирует внутренние связи между ними, помогает учащемуся ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, служит основой для обобщающих выводов.
Заданий на классификацию много. На курсах подготовки к школе предлагаю своим дошкольникам следующие задания на классификацию: классификация алфавита (само понятие «алфавит» не вводится):
• общего в «построении» букв: создайте ряды букв, которые похожи друг на друга;
• буквы похожи верхней частью;
• составьте ряды букв, которые сделаны из одного и того же «строительного материала» (М, Ш; Н, Р, И, А);
• создайте ряды самых непохожих букв; и т. д.
На одном задании можно провести классификацию по разным признакам. Например: распределить на группы по цвету, по размеру, по форме.