Юлия Дмитрович
Обучающий тренинг для педагогов «Снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение педагогов методам и приемам оказания адресной помощи тревожным детям.
Задачи:
1. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
2. Развивать у педагогов профессиональную рефлексию.
Оборудование: мягкая игрушка, макет «Пещеры страхов», цветные карандаши или фломастеры.
Ход занятия
Приветствие
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Страх и детская тревожность
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Добрый день, уважаемые педагоги, тема нашей встречи сегодня «Снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста»
1. Информационная часть. Что такое тревожность.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку при любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Как правило, тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который условно может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями;
- различными видами семейного неблагополучия;
- тревожностью самих родителей, их эмоциональным неблагополучием;
Проводить работу с тревожными детьми необходимо в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой.
3. Снятие мышечного напряжения.
Очень важно для ребенка создать такие условия, чтобы он чувствовал себя комфортно, для этого нужно:
1. Хвалить ребенка даже за незначительный успех
2. Спрашивать ребенка в середине занятия
3. Избегать заданий на ограниченное время
4. Сравнивать результаты ребенка только с его собственными результатами
5. Предъявлять требования, адекватные возможностям ребенка
6. Использовать на занятиях визуальную поддержку
7. Перед началом занятия выполнять с детьми упражнения
на снижение тревожности
8. Снижать количество замечаний
9. Обращаться к ребенку по имени
10. Наказывая ребенка, не унижать его
Практическая часть
1. Упражнение-приветствие
Цель: повысить самооценку дошкольника, настроить на доброжелательную обстановку;
Дети в кругу приветствуют друг друга, называя свои имена так, как ласково их называют дома – «Всем привет! Я Артурчик!»
2. Упражнение «Закончи предложения»
Цель: повысить самооценку и адекватно себя оценивать;
Правила: Сейчас я буду передавать вам мягкую игрушку по кругу и начинать предложение, а вы должны продолжить его. "Я умею. ", (отвечают все по кругу). Следующие круги - "Я могу. ", "Я хочу научиться. ".
3. Рисунок страхов
Цель: дифференциация тревожности и страхов;
Материал:
1. Эскиз «Пещеры страхов»
2. Цветные карандаши или фломастеры
Ход занятия:
Часть 1. Рисунок
Детям предлагается изобразить свой страх на листе бумаги
Часть 2. Беседа
Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы:
а) Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их/ его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?
б) Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?
в) Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3. Избавление от страхов
Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «Пещера страхов». Затем педагог предлагает детям избавиться от страхов, отправив их в Пещеру, предварительно разорвав рисунок на мелкие кусочки. «Обрывки» страхов отправляются в Пещеру навсегда и больше никогда не потревожат ребенка.
Часть 4. Экспрессивная пауза
Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.
4. Упражнение «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела;
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас будет большим надувным мячом, другой - насосом будет надувать этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. " Затем играющие меняются ролями.
Завершение
5. Упражнение «Волшебная жемчужина»
Цель: формирование ресурсного состояния;
В конце занятия детям вручается клад – волшебные жемчужины, которые могут выступать в качестве талисманов и помогать ребенку в трудных жизненных ситуациях.
Литература:
1. Малахова А. Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей/А. Н. Малахова: Детсво-пресс, 2016.
2. Колос Г. Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет/ Г. Г. Колос: Аркти, 2016.