Ольга Бондаренко
Обучающий семинар для сотрудников «Ребенок и наркотик»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающий семинар для сотрудников «Ребенок и наркотик»(в рамках краевой профилактической акции «Жизненные ориентиры»)
Цель: информировать сотрудников центра о причинах и последствиях наркомании среди несовершеннолетних.
Основная часть
В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
Публикация «Обучающий семинар для сотрудников „Ребенок и наркотик“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
«Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма».
Карл Густав Юнг
Предлагаю продолжить наш семинар с просмотра документального фильма «С кем ваши дети?» (обсуждение)
Страшная беда – наркомания – не обошла и нашу страну. Она пришла сегодня в каждую десятую российскую семью.
Наркотики и дети. Само сочетание двух этих слов кажется противоестественным, но сегодня все чаще они стоят рядом. Специалисты предполагают, что в крупных российских городах каждый второй школьник в возрасте от 13 до 16 лет знаком с одурманивающим препаратом не понаслышке. Распространение наркотиков в среде несовершеннолетних принимает характер эпидемии: они становятся неотъемлемым компонентом молодежной субкультуры.
Статистика говорит о том, что до 16 лет 70 % подростков пробуют наркотик. Многие из них пробуют курить анашу, спайсы и т. д. Исследовав ответы юных наркоманов на вопрос, о том, почему они начали курить марихуану, психологи пришли к выводу: в компании сверстников, курящих анашу и употребляющих внутривенные наркотики, подростки ищут взаимопонимание, принятие, поддержку, т. е. суррогат той любви, которую они недополучили в семье, в школе.
Риск стать наркоманом возрастает для ребенка, если у него есть: перенесенные родовые поражения центральной нервной системы; последствия травм и нейроинфекций, если ребенок живет в семье, где есть хотя бы один алкоголик.
Психологи выделяют личность, склонную к употреблению наркотиков, которую характеризуют такие признаки:
• депрессивные состояния, пассивность;
• беспокойство;
• отсутствие чувства собственной значимости, т. е. низкая самооценка;
• агрессивность и гиперактивность;
• нетерпимость;
• незрелость к личности, склонность к детскому поведению;
• эгоцентризм, стремление к легкому достижению удовольствия;
• не выносит боли, напряжения.
Практическое задание для сотрудников
Предлагаем вам тест, который поможет сориентироваться в проблемах ваших взаимоотношений с детьми и определить, имеют ли они опыт употребления наркотиков :
• Сын (дочь) стал часто задерживаться, надолго пропадает неизвестно где.
• Он (она) не хочет разговаривать с вами, отдаляется от вас.
• У него (нее) часто и резко меняется настроение, иногда он (она) бывает очень раздражительным и даже агрессивным, иногда очень вялым и безразличным.
• Ребенок стал плохо учиться, прогуливает уроки.
• У сына (дочери) возникли проблемы с милицией.
• Вы находите шприцы, таблетки, закопченные ложки и другие атрибуты наркомана.
• У сына (дочери) появились подозрительные друзья.
• Ребенок становится скрытным : например, прекращает разговор по телефону при вашем появлении.
• Непонятно, на что он (она) тратит свои карманные деньги.
• Пропадают ваши деньги и вещи из дома.
• Сына (дочь) мучают сонливость или бессонница.
• Ребенок выглядит бледным.
• Сын (дочь) периодически бывает в “непонятном” состоянии: нарушена координация движения, глаза странные, несвязная речь.
• В квартире часто появляются запахи горелой травы, уксуса, ацетона или клея.
• У ребенка есть пятна крови на одежде.
• На руках сына (дочери) видны следы инъекций или синяки.
• Ребенок безразличен к своему физическому состоянию и внешнему виду.
• У него (нее) то пропадает аппетит и он худеет, то, наоборот, ест без меры.
• Ребенок носит одежду только с длинными рукавами.
• Он (она) часто лжет.
• Вы просто чувствуете, что что-то с ним не так.
Если больше 7 признаков подходят для вашего ребенка, то следует уделять больше внимания здоровью ребенка, интересоваться его окружением.
Для диагностики степени риска раннего начала употребления наркотиков можно использовать различные анкеты и тесты (см. методическое обеспечение семинара).
Лекционная часть
Выделим ряд признаков, помогающих установить факт использования ребенком наркотических средств.
Вас должны насторожить:
• всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки;
• неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;
• неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения;
• невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
• стремление избегать встреч со старшими членами семьи;
• раздражительность, порой циничность в разговорах с вами;
• исчезновение вещей или денег из дома.
В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:
• шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;
• десертную или чайную ложку для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);
• марганцовку;
• прозрачную бесцветную или желтого цвета жидкость с резким “уксусным” запахом;
• различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан, порошки и ампулы;
• измельченное вещество зеленого цвета с пряным запахом (марихуана, смолообразное либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;
• обожженные купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);
• смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);
• отрезки прозрачной пленки (чаще всего прямоугольные размером 5 5 см) с наслоениями коричневого вещества и без наслоений;
• химическую посуду, проведение опытов (если раньше ваш ребенок ненавидел химию);
• коробочки мака целиком и измельченные – вещество светло-коричневого цвета;
• органические растворители.
Дети «группы риска»
• дети с чертами невротизации;
• дети с психосоматическими заболеваниями, в частности, логоневрозами;
• акцентуированные (с чрезмерно выраженными чертами характера) и психопатизированные дети;
• дети из неблагополучных в социальном отношении семей;
• дети из экологически неблагополучных зон.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп.
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
•
Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
•
Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
•
Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие, испытание себя (походы в горы, спорт с риском, значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма – минимизация негативных последствий зависимого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
Самое досадное то, что всякая зависимость по своей природе является одновременно и болезнью, и грехом, точнее, грехом как болезнью души. Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна и добровольна. Человек страдает от невозможности избавиться от нее, а в то же время только он сам может принять окончательное решение о собственном освобождении. Нам даровано право решать — жить в радостной свободе или прозябать в болезненных призрачных лабиринтах аддиктивного рабства.
Упражнение «Коробочка»
Создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.
Ведущий кладёт цветную коробочку в центр стола, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы в конце занятия должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.
- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?
- Почему вели себя так, а не иначе?
- Чем руководствовались в своём поведении?
Выводы: Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.
Игра «Мышеловка»
Участникам группы дается ситуация: Однажды компания мышей пошла гулять и увидела мышеловку с сыром. И стали они думать как добраться до сыра. А самая хитрая мышь поняла, что не стоит идти за сыром самой. Тем более что в мышеловке очень острые зубья. Поэтому она сказала: «А кому не слабо пойти за сыром». Вдруг видит самую застенчивую, забитую и нуждающуюся во внимании мышь и говорит: «А хочешь быть такой же сильной, смелой и крутой как мы? – Хочу» ответила мышь. «– Тогда иди и возьми нам сыру и будешь такая же крутая, и мы будем в одной компании». Пошла мышь, мышеловка сработала и мышь погибла. Далее вся ситуация драматизируется. После игры ребята говорят о чувствах и эмоциях возникших у них в результате игры.
Сказка про Соглашастика
Участникам группы дается ситуация:
Жил был Соглашастик. Звали его так, потому что он соглашался сделать все, что его не попросят. И при этом он говорил, что для друзей, сделает все что угодно. Но почему-то у него друзей не было. Далее эту историю ребята драматизируют. После чего они обсуждают эмоции и чувства, возникшие в результате данного упражнения.
Упражнение «Марионетка»
Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно работают несколько «троек». Во время обсуждения участники высказываются по очереди.
Вопросы:
1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? 2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?
3. Хотелось ли что-либо сделать самому?
4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?
- Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.
-Что вы чувствовали? Какой вывод можно сделать?
Предлагаю вам удобно сесть и внимательно послушать притчу «Три рыбы».
Три рыбы (притча Идриca Шаха).
Некогда в одном пруду жили три рыбы. Первая рыба была самой умной, вторая была попроще, а третья — совсем глупая. Жили они так, как живут все рыбы на свете, пока однажды не пришел человек.
Человек принес с собой сеть, и умная рыба видела его сквозь воду. Перебирая свой жизненный опыт, истории, которые слышала, она призвала на помощь весь свой ум и решила действовать. «В этом пруду мало таких мест, где можно спрятаться, — подумала она, — поэтому лучше всего притвориться мертвой».
Собрав все свои силы, она, к немалому изумлению рыбака, выпрыгнула прямо к его ногам. Так как хитрая рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под берегом.
Вторая рыба, та, что была попроще, не совсем поняла, что произошло. Она подплыла к умной рыбе за объяснениями.
«Просто я притворилась мертвой, вот он и бросил меня обратно в воду», — сказала ей умная рыба.
Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже плюхнулась прямо к ногам рыбака. «Странно, — подумал рыбак, — рыбы здесь сами выскакивают из воды». Но так как вторая рыба позабыла задержать дыхание, рыбак увидел, что она жива, и засунул ее в свою сумку.
Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб несколько смутило его, и он не подумал застегнуть свою сумку. Вторая рыба, поняв это, выбралась наружу и устремилась к воде. Она отыскала первую рыбу и, тяжело дыша, улеглась возле нее.
Третья, глупая, рыба не могла ничего понять даже после того, как выслушала объяснения первых двух рыб. Тогда они перечислили ей все обстоятельства, обращая особое внимание на то, как важно задержать дыхание, чтобы казаться мертвой.
— Благодарю вас, теперь я все поняла, — радостно ответила глупая рыба. С этими словами она с силой выбросилась из воды, упав рядом с рыбаком.
Рыбак, уже упустивший двух рыб, сунул эту рыбу в сумку, даже не потрудившись проверить, дышит она или нет. Сумку на этот раз он плотно застегнул. Снова и снова закидывал рыбак свою сеть, но первые две рыбы не покидали своего укрытия.
Наконец он решил, что надо заканчивать, и стал собираться в обратный путь. Открыв сумку и убедившись, что глупая рыба не дышит, он отнес ее домой и отдал коту…
О чем эта история предупреждает и чему учит.
Как бы умен и подготовлен ты ни был, в жизни обязательно возникнут трудные ситуации.
Чужой опыт не всегда оказывается полезным, а чаще даже вредным.
Если жить чужим умом и советом, можно угодить в «лапы к коту».
Иногда лучше расплатиться малой проблемой, не допуская большой трагедии.
Если удача сама «попала в сумку», нужно застегнуть ее покрепче.
Рефлексия.
В завершении нашего занятия предлагаю вам высказаться. Поделитесь своими эмоциями и заполните отзыв, спасибо