Калугина Татьяна
Общий комплекс артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Общий комплекс артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку основных движений и положения органов артикуляции : губ, нижней челюсти, языка. Она помогает подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно, утром и вечером, перед зеркалом. Продолжительность от 3 до 5 минут.
1.«Заборчик»
Публикация «Общий комплекс артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2: губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
7. «Кошка лакает молоко»
Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.
8. «Часики»
Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.
Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).
9. «Качели»
Цель: научить ребенка менять поочередно положение языка вверх – вниз, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5; б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.
10. «Лопатка -иголочка»
Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.
Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык, удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.
12. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх, растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.