ЕВГЕНИЯ КУЗНЕЦОВА
Общие подходы к «проблемному обучению» (обзор)
▼ Скачать + Заказать документы
Разберёмся с самим понятием «проблема» в толковом словаре С. И. Ожеговова и Н. Ю. Шведова дано следующее определение этому слову: «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования».
Суть метода «проблемного обучения».
С точки зрения Г. К. Селевко проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление.
Публикация «Общие подходы к „проблемному обучению“ (обзор)» размещена в разделах
С точки зрения А. Т. Степанищева: «Проблемный метод обучения есть совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия».
Проблемный метод напрямую связан с созданием проблемной ситуации — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.
Для дисциплин гуманитарного цикла проблемная ситуация заключается в «создании обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально – психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречиям, заложенным в проблеме».
Создать проблемную ситуацию на уроке можно разными способами:
- перед учащимися возникает противоречие, и они должны его решить;
- излагаются разные точки зрения;
- ученикам необходимо сделать выводы из ситуации, сопоставить факты;
- ставится проблемный вопрос;
- проблемная задача;
- учащимся предлагается делать сравнения, обобщение, рассуждение, обоснование;
- учащимся предлагается рассмотреть явление с различных позиций (например: юриста)
Интересную и достаточно полную классификацию проблемных ситуаций даёт тот же Г. К. Селевко в своей работе: «Современные образовательные технологии». Он выделил разные основы для классификации проблемных ситуаций:
По содержанию неизвестного Х;
По уровню проблемности:
1) от проблемы, возникающей у учащегося на уроке независимо от приёмов;
2) проблема вызывается и решается учителем;
3) проблема вызывается учителем и решается учеником;
4) самостоятельное формирование проблемы и её решения учащимися.
Действительно нельзя исключить на любом из уроков возникновение в учащегося ситуации проблемы, когда ему предстоит преодолеть своё непонимание и дойти до сути вопроса. Это исходит из особенностей каждого обучающегося. Для одного тема может быть понятна сразу, а другому требуется время в ней разобраться, осмыслить. В этом случае у данного учащегося происходит процесс работы над проблемой, может даже им и неосознанный, и невидимый со стороны. Но это не уменьшает значение этой работы и их итогов для развития учащегося.
В большинстве же случаев именно педагог строит разными способами проблемную ситуацию и организует работу по её решению.
По виду рассогласованности информации:
1) неожиданности;
2) конфликта;
3) предположения;
4) опровержения;
5) несоответствия;
6) неопределенности.
Здесь учитель при подготовке урока формулирует подачу информации в этих видах и ученикам приходится искать дополнительную информацию, или, опираясь на свои знания находить несоответствия, опровержения и т. д.
По методическим особенностям:
1) непреднамеренные;
2) целевые;
3) проблемное изложение;
4) эвристическая беседа;
5) проблемные демонстрации;
6) исследовательские лабораторные работы;
7) проблемный фронтальный эксперимент;
8) мыслительный проблемный эксперимент;
9) проблемное решение задач;
10) проблемные задания;
11) игровые проблемные ситуации.
В чём же разница между проблемным вопросом и проблемной задачей?
Проблемный вопрос содержат в себе реальное или кажущееся противоречие, которое вызывает затруднение при выработке ответа, требует не вспоминания готовых знаний. А размышления, рассуждения.
Ученик при поиске ответа должен прилагать определённые умственные усилия. Для постановки проблемных вопросов Н. М. Зверева предлагает использовать следующие конструкции:
- Почему…
- Какова причина…
- В чём суть явления…
- Чем отличается…
- Чем можно объяснить…
- Какова основная мысль…
- Что объединяет различные явления…
- Какой вывод вы предлагаете сделать…
- На каком основании сделан вывод…
- Как вы относитесь к этому высказыванию…и др.
Конечно, для решения проблемного вопроса ученик должен иметь определённый багаж знаний по теме поставленного вопроса и сам вопрос должен быть чётко сформулирован. В своей работе А. Т. Степанищев «Методический справочник учителя истории» приводит типизацию проблемных вопросов и задач. Он выделяет:
1. анализ теоретических положений;
2. анализ высказываний разных деятелей или исследователей, одного человека в разное время;
3. анализ факта, события;
4. оценка деятельности личности;
5. сопоставление разных стран, прошлого и настоящего — это лишь часть возможных направлений проблемных вопросов и задач.
Иную типологию проблемных задач предлагает Г. Ю. Ксензова в работе «Перспективные школьные технологии».
1. Типовые, требуют использования имеющихся знаний;
2. Аналитические, переосмысление известного алгоритма решения в соответствии с анализом конкретных условий;
3. Творческие, требуют нахождение новой информации, умение вести поиск.
Проблемный вопрос для своего выполнения требует часто немедленного решения, другое дело проблемная задача, которая может быть дана на размышление на более длительное время.
Проблемная задача как дидактическое средство содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывающее затруднение при выработке на него ответа и требует для своего решения новых дополненных знаний. Здесь не приемлемы задания направленные просто на воспроизводство готовой уже известной информации, а требуются задания заставляющие ученика самостоятельно мыслить. Проблемные задачи требуют тщательной разработки.
Г. Ю. Ксензова в работе «Перспективные школьные технологии» предлагает механизм составления и решения проблемных задач, он включает в себя:
1. анализ искомых данных;
2. постановку проблемы, формулирование гипотезы;
3. планирование своих действий,
4. выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения; отбор и привлечение необходимых знаний;
5. оформление полученного результата.
Использование метода учебных задач условно можно представить тремя этапами:
1 — этап постановки учебной задачи;
2 — этап решения учебной задачи;
3 — этап решения частных задач.
При переходе к развивающему обучению наибольшую значимость, как и наивысшую трудность в работе учителя, вызывает постановка задачи с целью затруднения обучающихся перед изучением новой темы. Очень важно, что попробовать свои силы в решении проблемной задачи могут как сильные, так и слабые ученики. Конечно, каждый это сделает на своём уровне, со своей скоростью. Главное каждый поднимет свою планку развития мышления.
Функции познавательных заданий, задач, вопросов многообразны. Они помогают ученику:
1. осмысливать учебный материал;
2. закреплять полученные знания;
3. отрабатывать качества, необходимые для исследовательской деятельности;
4. овладевать приемами мышления;
5. учиться применять знания в новой ситуации.
В обществоведческом цикле проблемный метод даёт возможность большего анализа факта и формирование на этой основе своего мнения, ученик самостоятельно пополняет свои знания новой информацией. Это сопровождается различными мыслительными операции.
Итак, цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем).
1. Н. М. Зверева «Практическая дидактика для учителя». - М. : Педагогическое общество России, 2001.
2. Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии».- М. : Народное образование, 1998.
3. А. Т. Степанищева «Методический справочник учителя истории». – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.