Лариса Солопова
Общее недоразвитие речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речи, при котором при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики- называют Общим Недоразвитием Речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Детям с ОНР свойственны следующие особенности речи : звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Публикация «Общее недоразвитие речи у дошкольников» размещена в разделах
При этом характерным является ряд моментов:
1) нарушено произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменять одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
2)3амена некоторых звуков, более простыми по артикуляции.
3)Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному.
Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки.
Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом.
Детям с ОНР свойственна нарушение слоговой структуры, проявляющееся в виде сокращения количества слогов, перестановке и замен слогов, сокращении при стечении согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с по мощью приставок и суффиксов.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
В речи встречаются ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов.
У детей имеются связные высказывания со специфическими ошибками: нарушена структур связного высказывания, типы связей между предложениями, страдает звуковое и смысловое оформление.
Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:
- нарушены внимание и память (недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения; снижена вербальная память и продуктивность запоминания);
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика (недостаточная координация пальцев рук, неточность и слабость движений подвижных органов артикуляции - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти);
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления (дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков);
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому дошкольники с ОНР нуждаются в своевременной логопедической помощи.