Надежда Орлова
Общее недоразвитие речи у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
При общем недоразвитие речи у детей оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
Состояние речи у каждого из детей в подготовительной группе, естественно, имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности.
Публикация «Общее недоразвитие речи у детей 6–7 лет» размещена в разделах
Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане звуки: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ. У детей первого года обучения нарушения произношения серьезнее и охватывает не 2, а 4—5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, нередко мягкие и звонкие). Но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.
В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура и произношение звуков в речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-—5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (велосипедист, строительство, железнодорожный и т. п.).
Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина и пр., обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка и т. п., сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, красногрудый и др., притяжательные прилагательные (лисий, кошачий и пр.).
Грамматическое оформление речи. Большинство воспитанников с ОНР в подготовительной группе способны строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения (много деревов, о красивыми домах, дотронулся лоба, и пр., пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над, изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для дошкольников, которые ранее не получали логопедическую помощь. Большинство детей группы затрудняются в правильном построении и грамматическом оформлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
В подготовительной к школе группе учитель-логопед проводит подготовку к овладению элементами грамоты. В начале учебного года готовность к чтению и письму у детей различна. Некоторые дети совсем не владеют навыкам звукового анализа (затрудняются выделять первый, последний звук в слове, другие дети хорошо слышат последовательность звуков в коротких словах (кот, мак, суп и т. п.) и нуждаются в дальнейшем развитии навыков.