Кислицкая Домникия Александровна
Образовательный социально-значимый проек на тему: «Эколята учат нас: Берегите птиц друзья, ведь без них прожить нельзя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «Эколята учат нас : Берегите птиц друзья, ведь без них прожить нельзя».
Встреча с радугой пернатой
В сердце вечно будет жить,
Надо с птицами, ребята,
Всем нам крепко подружить.
Делать гнезда корм готовить.
Птицам в жизни помогать.
Своего питомца-друга
От беды оберегать!
Автор: Кислицкая Д. А.
Тип проекта : социально значимый, исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Образовательный социально-значимый проек на тему: „Эколята учат нас: Берегите птиц друзья, ведь без них прожить нельзя“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации: 9.01.2020 г. - 25.05.2020г.
Тип проекта по количеству участников: групповой
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
Дошкольное детство – начальный этап становления личности человека, формирования начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как к части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания помогут ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, что природу нужно охранять и бережно использовать её богатства.
Тема проекта «Эколята учат нас : Берегите птиц друзья, ведь без них прожить нельзя» выбрана не случайно, ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Птицы - первые и самые надежные помощники человека. Защитники наших лесов, полей, садов и огородов. Без птиц нам не обойтись, но и птицы так же нуждаются в нашей помощи. Поэтому необходимо знакомить детей со способами общения с природой, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывать любовь к природе, потребность в созидании, творчестве.
Цель проекта : Формирование у детей системы элементарных социально - экологических знаний о птицах и помощи человека им.
Задачи:
Организационно-методические:
Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.
Образовательные :
• Формировать элементарные экологические знания детей о птицах, об особенностях существования их в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
• Обогащать познавательный интерес детей к птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.
• Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое
отношение к миру природы.
Воспитательные:
• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, стремление беречь птиц, помогать зимующим птицам;
• Воспитывать культуру общения, умения выслушивать рассказы товарищей;
• Формировать экологическую культуру у детей.
Развивающие:
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе социальной, познавательно - исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы детей и родителей.
• Раскрыть творческий потенциал детей, развитие самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях.
• Формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.
Виды работ
• Сбор информации.
• Отбор художественной и познавательной литературы.
• Подбор иллюстративного материала.
• Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
• Оформление презентации «Птицы».
• Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.
Предполагаемый результат:
• Сформировать у детей обобщенные представления о птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в разное время года.
• Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни птиц.
• Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
• Обогащать словарный запас детей.
• Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
• Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
• Приобщать к совместной деятельности родителей.
Содержание проекта :
1 этап – мотивация
Гуляя с детьми на прогулки и, наблюдая за птицами, прилетающими на участок детского сада, воспитатель предложила детям пофантазировать на тему : «Что было бы, если бы у птиц не было крыльев?». Ребята высказывали свои предположения, в ходе беседы у них возникли вопросы: - «Клюв у птиц - это рот или нос?», «Как птицы спят и отдыхают?» так и родилась идея создания нашего проекта.
А помогли нам в реализации нашего проекта весёлые сказочные герои Эколята, которые поселились в нашей группе, с начала учебного года. Они родились в лесу и знают про него всё или почти всё. Все вместе герои не только берегут и охраняют лес, но и заботятся о его обитателях. Они помогли детям ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её. В нашей группе каждый сказочный герой отвечает за определенный центр, а что бы узнать за какой, нужно, познакомится с ними поближе.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
На основе модели трёх вопросов был создан план работы над проектом, для каждого центра, находящегося в нашей группе. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центр «Научная лаборатория».
Узнать из энциклопедии, интересные факты из жизни птиц (Владик Г).
Узнать, как правильно ухаживать за птицами. (Д. А.)
Узнать, какие бывают перья у птиц. (Катя)
Почему говорят: «Как с гуся вода» (Семён)
Рассмотреть схемы: «Чей след?» по которым можно определить следы птиц. (Д. А.)
Экспериментирование с перьями (измерить линейкой по длине и ширине, взвешивание на весах, определить тонут - не тонут) (Д. А.)
Центр «Математика и логика».
Из счётных палочек, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера создать изображение птицы, сосчитать количество деталей, которые необходимо взять. (Захар).
Графический диктант «Птицы» (Д. А.)
Выложить «Птиц» из геометрических фигур (Есения).
Начертить лабиринт для птиц «Найди дорогу к своим друзьям» (Д. А.)
Найди различия между двумя птицами (Соня С).
Дидактическая игра «Куда летят птицы?» (Д. А.)
Используя пособие «Ларчик Воскобовича» изобразить птиц (Д. А.)
Центр книги и общения «Знайка».
Рассматривание книг, энциклопедий, по теме «Птицы» (Маша)
Найти стихи и загадки о птицах. (Катя)
Придумать и отгадать загадки. (Катя)
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо». (Д. А.)
Придумать рассказ по мнемотаблицам. (Д. А.)
Придумать предложение со словами по теме (София).
Придумать рифмы к слову «птичка» (Д. А.)
Выставка книг «Наши пернатые друзья»(Д. А.)
Сюжетно- ролевые игры: «Птичья столовая», «Юные орнитологи», «На приеме у ветеринара»(Владик)
Режиссерская игра «На птичьем дворе»(Максим)
Центр «Творческая мастерская».
Раскрасить раскраски по теме. (Настя.)
Нарисовать птиц из геометрических фигур (Маша.)
Нарисовать «Сказочную или волшебную птицу». (Есения)
Из геометрических фигур выполнить аппликацию «Птицы в скворечнике». (Вика).
Аппликация из крупы «Воробушки». (Д. А.)
Лепка «Зимующие птицы» (Маша)
Рисование на тему : «На ветках синицы, снегири» (Д. А.)
Пластилиновая живопись «Пингвины».
Конструирование из бумаги: «Голубь».
Центр «Физкультурник».
Выучить физминутки: «Птички». (Д. А.)
Придумать пальчиковую гимнастику, упражнения (Настя).
Провести подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка», «Гуси-лебеди». (Д. А.)
Дыхательная гимнастика «Легкое перышко».
Центр музыки «До-ми-соль-ка».
Выучить песню про птиц (Д. А.)
Послушать «Голоса птиц» (Д. А.)
Взаимодействие с семьей.
Организовать выставку совместного творчества детей и родителей «Птицы наши друзья» (Д. А.)
Провести консультацию для родителей: «Как и из чего можно изготовить кормушку для птиц». (Д. А.)
Совместное творческое детско-родительское рассказывание «Как мы спасли птичку». (Д. А.)
В соответствии с чем было продуманно наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
3 этап – практический
Совместно с детьми и родителями посмотрели презентацию «Птицы» с загадками, «Птицы - интересные факты».
Детям были показаны видеоролики с фильмами по темам: «Самые редкие и удивительные птицы», «Водоплавающие птицы», «Самые красивые птицы планеты Земля», «Какие птицы пользуются кормушками», «Гнезда птиц, наблюдения за птенцами», «Ласточка делает гнездо», «Гнездо на балконе».
Из презентаций и видеофильмов дети узнали интересные факты о среде обитания птиц, о питании, о разнообразии гнезд. Дети и родители узнали о существовании очень редкой и нужной профессии «Переворачиватель пингвинов».
Дети обсуждали внешний вид птиц, форму гнёзд и материал из которого птицы их сооружают. В ходе просмотра фильмов, ребята закрепили знания о том, что птицы бывают перелетные, зимующие, певчие, водоплавающие, хищные.
Ежедневно с утра воспитатели напоминали детям о том, какие материалы и пособия по теме проекта приготовлены в каждом центре.
Наиболее востребованным был центр книги и общения «Знайка».
Хозяйкой которого, является самая серьёзная из эколят, Умница она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Дети с увлечением рассматривали книги и энциклопедию «Птицы», множество иллюстраций, подобранных по теме.
Дети называли птиц, рассматривали фото их гнезд, окрас оперенья, форму клюва, длину хвоста.
Совместно с воспитателями обсудили народные приметы, связанные с изменениями в погоде:
• Воробьи сидят на деревьях или на строениях тихо — будет снег.
• Воробьи прячутся под крышу или забираются в кучи хвороста—к морозу или к метели; купаются в пыли и песке - к дождю.
• Вороны раскаркались всей стаей – к морозу.
• Синица пищит – зиму вещает.
• Птицы сидят на земле – к оттепели, устроились на нижних ветвях деревьев – ожидай ветра;
• Сорока летает близко от жилья, значит, будет вьюга.
Дети научились понимать смысл пословиц и поговорок о птицах, выучили их.
• Мал соловей, да голос велик.
• Всякая птица свою песню поет.
• Курочка по зернышку клюёт, да сыта бывает.
В центре «Творческая мастерская», хранительницей которого является подружка малышей-желудей – веселая и общительная Ёлочка, большим спросом пользовались книжки-раскраски. Каждому хотелось раскрасить любимую птицу. Елочка очень любит проводить экскурсии, поэтому отвечает за выставки.
В центре «Научная лаборатория», самым озорной эколёнок Шалун, который постоянно стремится узнать что-то новое и любит экспериментировать, увлек ребят познавательным занятием, рассматривание перьев птиц с помощью лупы и экспериментирование с ними.
Дети узнали много интересного о строении пера птицы, о том, что тело каждой птицы покрыто четырьмя видами перьев (контурное маховое, контурное кроющее, пуховое перо и пух). В процессе экспериментирования узнали о свойствах пера: оно мокнет, окрашивается, не тонет, очень мало весит.
Шалун рассказал ребятам о том, что в старину люди использовали гусиные перья (как мы сейчас ручки) для того чтобы писать, существовала такая профессия как писарь.
Проведенные дидактические игры в ходе проекта : «Где чьё гнездо?», «Назови детёныша», «Чей след?», «Кому-что?» игры закрепляли знания детей о месте обитания птиц. Игры «Назови пять», «Летает – не летает?», «Узнай по голосу», «Доскажи словечко» помогли совершенствовать ассоциативное мышление и фантазию.
Помогал ребятам в играх довольно тихий и скромный, даже стеснительный эколёнок по имени Тихоня, который всячески поддерживает старшего брата – Шалуна в полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому он поселился в центре природы. Он любит ухаживать за цветами и рассказывать о них, учить, как правильно нужно заботиться о живом.
Игры ТРИЗ «Хорошо-плохо», «Да-нетка» развивали мышление, внимание, память, связную речь.
В центре «Математика и логика», ребята с удовольствием из счётных палочек, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Танграмма выкладывали птиц.
В центре «Творческой мастерской», мальчики и девочки создавали поделки из бумаги оригами «Голубь».
Создали аппликацию «Перо Жар птицы».
Также ребята лепили Филимоновскую игрушку «Птичку».
В самостоятельной творческой деятельности девочки рисовали «Сказочную птицу».
В нашем проекте, приняли активное участие и родители совместно с детьми. Родители сделали кормушки, для подкормки птиц зимой, которые были развешены на участки. Ребята с большим удовольствием наблюдали, как птицы прилетали и клевали корм.
С детьми была разучена пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки,
(дети имитируют движения).
В них насыпали зерно.
(имитируют движения).
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
(загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц)
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Итогом работы стала организованная выставка совместного творчества детей и родителей из бросового и природного материала «Птицы наши друзья».
Родители приняли участие в детско-родительском сочинительстве и составили рассказы «Как мы спасли птичку». Дети с большим удовольствием пересказывали свои рассказы товарищам. Рассказы оформлены в книжку-малышку и переданы детям в старшую группу.
В ходе работы над нашим проектом, Эколята - Дошколята помогли нашим детям понять неразрывную связь человека и природы, важность сохранения, охраны и спасения природы для выживания человечества на земле.
Эколёнок Шалун призывал ребят задуматься о сохранении редких и исчезающих видов животных и птиц Краснодарского края и знакомил с некоторыми из них.
Умница читала ребятам экологические сказки, пословицы и поговорки, учила составлять рассказы по картинкам, отгадать загадки о птицах.
Веселая и общительная Ёлочка, предлагала ребятам выучить стихи о птицах, познакомила с экологическими знаками и закрепила правила поведения детей в природе.
Тихий и скромный Тихоня очень любящий цветы, деревья и кустарники, объяснял детям понятия о взаимосвязи растений и птиц, а также рассказал о пищевой цепочки в жизни птиц, растений, животных и насекомых. Тихоня, обращал внимание детей, что надо быть природе другом.
Таким образом ребята в игровой форме, ненавязчиво узнали и закрепили нужную и полезную информацию о жизни и среде обитания разных видов птиц.
В ходе работы над проектом детьми были сделаны такие выводы:
1. Птицы живут везде : в жарких и холодных местах. Только у птиц есть перья и клюв. Птичий клюв не только нос, но и рот.
2. Птицы могут питаться семенами, ягодами, нектаром, насекомыми, червями, рыбой.
3. Птицы могут быть очень разных размеров, от маленьких до очень крупных.
4. Клюв нужен птице для того, чтобы добывать пищу, строить гнёзда, оборонятся, копать и даже пугать.
А также клюв помогает птицам, как и большинству животных, ориентироваться в особом мире запахов.
Полученные результаты:
• Расширился кругозор и знания детей о птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
• Развивающая среда группы пополнилась: литературой,фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, дидактическими играми.
• Обогатился словарный запас детей.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.