Марина Пилипчук
Образовательный проект для детей в возрасте 4–5 лет «Одуванчик — солнышко на ножке»
▼ Скачать + Заказать документы
В группе общеразвивающей направленности
Паспорт проекта
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух.
***
Вид проекта : экологический
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта :
- дети дошкольного возраста.
- родители (законные представители) обучающихся.
- воспитатели и специалисты.
Публикация «Образовательный проект для детей в возрасте 4–5 лет „Одуванчик — солнышко на ножке“» размещена в разделах
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчик. Проекты, проектная деятельность
- Одуванчики. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня-воспитание у детей ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание.
Целевые направления проекта :
- создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Солнышко на ножке»
- формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- создание единого воспитательного пространства в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей.
Задачи проекта :
- формировать у детей элементарные представления о первоцвете, его характерных особенностях;
- формировать бережное отношение к природе;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
Формы реализации проекта :
1. С педагогическим коллективом:
-семинары
-педагогические советы.
2. С детьми:
- знакомство и разучивание стихов об одуванчике : Е. Серова «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько «Одуванчик», Т. Собакина «Если я сорву цветок».
- Дидактическая игра «Цветы» парные картинки
- Подвижные игры «Найди цветок», «Мотыльки».
- Просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щёки?»
- Разучивание песни «Одуванчик» и танца «Весёлые одуванчики»
- Изготовление одуванчиков из гофрированной бумаги и салфеток.
3. С родителями (законными представителями) :
- Создание экологической газеты об одуванчике.
- Выставка поделок «Солнышко на ножке»
Принципы построения воспитательно-образовательного процесса :
• Принцип гуманизации. В основе этого принципа лежит личностно – ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищённости ребёнка с учётом его возможностей и потребностей. Другими словами, личностно – ориетированная модель в обучении – это, прежде всего, индивидуализация обучения, создание условий для становления ребёнка как личности.
• Принцип индивидуального подхода к ребёнку предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности. При этом следует помнить, что активность ребёнка в процессе обучения определяется моторностью деятельности, не степенью его занятости, а главным образом уровнем умственной активности, которая имеет элементы творчества.
• Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной области с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
• Принцип интеграции. Реализовывается в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать и называть части строения одуванчика;
- иметь простейшие представления о его характерных особенностях, способе размножения, этапах роста;
- знать о пользе или вреде, которую одуванчик приносит людям и животным;
- освоение разных технических приёмов для изображения одуванчика.
Условия реализации проекта :
- Сроки реализации проекта :
Этап Возраст Содержание деятельности Сроки Участники воспитательно-образовательного процесса
I - подготовительный 5-6 лет Подбор методической и научно- популярной литературы по данному проекту.
Составление плана работы над проектом.
Подбор наглядного дидактического материала.
Разработка игровых упражнений с использованием методов развивающего обучения.
Создание предметно-развивающей среды.
16марта 2020-
17 марта 2020 Дети, педагоги, родительский комитет.
II этап - основной 5-6 лет Реализация проекта через основные тематические разделы:
1 раздел – «Привлечение родителей к созданию выставки»
2 раздел – «Совместная деятельность с детьми»
18 марта 2020- 20марта 2020 Воспитанники, педагоги, специалисты, родители
Реализация плана работы с родителями (законными представителями).
Реализация плана работы с педагогами.
Развлечение «Солнышко на ножке»
16 марта 2020- 20 марта 2020
III этап - оценочный 5-6 Подведение итогов реализации проекта.
Трансляции работы по проекту на стендах.
24 марта 2020 Заведующий, заместитель заведующего по ВО и МР, педагоги, специалисты,
Основные тематические разделы реализации проекта :
1 раздел – «Привлечение родителей к созданию выставки»
2 раздел – «Совместная деятельность с детьми»
1. Виды деятельности: Наблюдения
Результаты: Расширение кругозора и экологических представлений
Форма результата: Рисунки
2. Виды деятельности: Беседы «Одуванчик», «Зачем нужен одуванчик?»
Форма результата: Конспект беседы.
3. Виды деятельности: Разучивание стихов и песен.
Результаты: Знание стихов и песен.
Форма результата: Развлечение
4. Виды деятельности: Д/ и: «Парные картинки - цветы»,
«Собери цветы» П/ и:«Найди цветок», «Кто быстрее соберет букет».
Результаты: Представления детей о внешнем виде цветка.
5. Виды деятельности: Выставка семейных поделок «Солнышко на ножке»
Результаты: Творческий продукт
Формы результата: Выставка
Рисунки «Одуванчики», аппликация «Цветочек для мамы»
Результаты: Творческий продукт изобразительной деятельности
Форма результата: Выставки детских работ
6. Виды деятельности: Опыт «Летающие семена»
Результаты: Знание о способе размножения одуванчика.
Форма результата: Рисование «Парашютики»
7. Виды деятельности: Развлечение «Солнышко на ножке»
Результаты: Воспитание эмоциональной отзывчивости
Форма результата: Фотографии
Работа с родителями:
1. Консультации
2. Сбор используемого материала
3. Помощь в организации выставки.
Работа с педагогами:
1. Консультации.
2. Педагогические советы.
Оценка результатов деятельности:
1. Критерии отслеживания по работе с детьми:
• Оформление выставки
• Развитие связной речи, грамматического строя речи, творческой активности детей.
• Развитие игровых умений у детей, обогащение самостоятельной детской деятельности.
• Повышение культуры поведения детей.
2. Критерии отслеживания работы с родителями
• повышение активности в образовательном процессе
• участие родителей в сборе, оформлении
3. Критерии отслеживания по работе с воспитателями:
• повышение педагогического уровня воспитателей.
• активность воспитателей в работе по проекту.
Приложение №1
Беседа «Одуванчик»
Цель: Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: макет - цветок, картинки: одуванчик с грустным и веселым лицом, лейка, ваза, ножницы, солнышко, тучка, венок, букет, полянка.
– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета. На что похож цветочек у одуванчика.
– Посмотрите на картинку, какое настроение у одуванчика? (Плохое, грустное)
– А почему Вы решили, что грустное? (Грустное лицо, плачет)
– А теперь рассмотрите эту картинку? Что изменилось? (Одуванчик веселый, улыбается)
- На столе лежат картинки. Около веселого одуванчика нужно положить картинки, которые помогают ему быть веселым, а около грустного, которые сделали одуванчика грустным.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него было всегда хорошее настроение.
Приложение №2
Беседа «Кому нужен одуванчик?»
Цель: Дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: картинка с изображением цветка и любого насекомого, игрушка заяц, очки, халат, фонендоскоп.
– Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они завянут)
- Правильно! Без цветов будет уныло и грустно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. (Т. Собакина)
– А что изображено на этой картинке?
- На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед.
Стук в дверь.
- Кто это к нам пришел? (зайка)
- Зайка почему ты грустный? (Заболел.)
- Тогда тебе надо к доктору Айболиту (воспитатель переодевается) .
Осматривает зайку.
- Да, зайка и правда заболел. У него болит живот. Надо прописать зайчику витамины.
- А где же мне взять витамины?
- В лесу и в поле есть полезные растения. Например, одуванчики, в них
- Спасибо доктор Айболит. Я побежал лечиться и всем своим друзьям зверятам расскажу, что одуванчик, это полезное лекарственное растение.
- Ребята, а вы запомнили кому нужны одуванчики?
Приложение №3
Сценарий развлечения «Солнышко на ножке»
Ведущий: Ярко светит солнышко, наступили теплые весенние деньки. Ребята, давайте поедем на луг.
Инсценировка песни «Вот мы в автобусе сидим…» (музыка с мамой)
- Вот мы и приехали, пойдемте гулять. (Дети ходят по залу, рассматривают цветы, садятся на стульчики.)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты. (Иван Суриков)
- Кто это спрятался за пенечком?
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц) .
Заяц: Я по лугу пробегу,
Цветочков много я нарву.
Вылетает бабочка.
Бабочка: - Зайка, что же ты наделал! Теперь мне не полакомиться сладким нектаром. Пчелки не принесут вкусный мед, А жучки и букашки, ночью спали в цветочках, когда солнышко садилось, цветочки закрывали свои головки, и насекомым было тепло и уютно.
Ведущий: Ребятки, можно рвать цветы?
Заяц: Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял - и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял? (В. Викторов)
Ведущий: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Заяц: Простите меня, я больше не буду. Я всем друзьям расскажу, что нельзя рвать цветы.
Ведущий: Какие цветы растут у нас на лугу? (одуванчики)
А как вы их узнали? (ответы детей)
Ребенок:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
Ребенок:
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!
Ведущий: Вечером, когда солнышко уходит, одуванчик закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, когда только появляются лучи солнца, одуванчик просыпается и подставляет свои лепесточки солнышку. Сейчас мы с вами превратимся в одуванчики.
П/И «ОДУВАНЧИКИ»(под музыку дети выполняют движения)
Наши жёлтые цветки
(сидят на корточках, руки сцеплены в замок)
Распускают лепестки.
(встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(покачиваются из стороны в сторону)
Наши жёлтые цветки
Закрывают лепестки.
(соединяют пальцы рук в «бутон»)
Головой качают,
(«бутоном» покачивают вправо-влево)
Тихо засыпают.
(садятся на корточки, ладошки под голову)
Утром ранним все цветки
Вновь распустят лепестки.
(поднимаются, раскрывают «бутон»)
Ведущий: - Давайте споем песенку про одуванчик.
Песня «ОДУВАНЧИК» (ст. Н. Вавиловой, муз. С. Ананьева)
Ведущий: На что похож одуванчик? (На солнышко) А чем он похож на солнце? (круглый, жёлтый)
Ведущий: А это что за цветок? (тоже одуванчик) Что же с ним случилось?
Ребёнок
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
Ребенок
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Ребенок
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел.
Ведущий: стал одуванчик белый, белые парашютики – семена, подует ветерок и полетят семена на другие полянки. Берите одуванчики, будем танцевать.
ТАНЕЦ «ОДУВАНЧИК» (под песню «Одуванчик» детская студия «Дельфин»)
Бабочка: А вы умеете отгадывать загадки
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Смотрите сколько у меня масок, хотите стать красивыми бабочками.
Подвижная игра «Бабочки»
(детям одевают маски бабочек, в руках нарисованные одуванчики, дети раскладывают одуванчики на полу и встают на цветок)
На зеленом на лугу
Бабочки летают (полетели)
И с цветочка на цветочек
Весело порхают.
Тетя вышла на лужок
У нее в руках сачок.
Улетай скорей, дружок! (дети убегают, становятся на цветы)
Бабочка:
Подарю я вам пакет.
Вкусных в нём полно конфет! (С. Буслова)
Ведущий: Наша прогулка по лугу закончилась, нам пора отправляться в детский сад.
Приложение№4
Художественное слово.
Стихи
В. Данько:
По краешку канавки,
На травяном диванчике
Весёлою гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет красно солнышко,
Где же одуванчики.
Е. Серова
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
О. Высотская
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!
З. Александрова
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел.
Т. Собакина
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Загадки
- Рос шар бел, ветер дунул - улетел.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший…
В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!