Володина Светлана Александровна
Образовательный проект «Снежинка — белая пушинка». Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: воспитатель МАДОУ № 21
Володина Светлана Александровна
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы «Радуга» и их родители
Срок реализации: 4 – 14 декабря 2017 г.
Тип проекта:
По составу участников: групповой с привлечением родителей
По срокам реализации: краткосрочный
По основному виду деятельности: исследовательский, творческий
Публикация «Образовательный проект „Снежинка — белая пушинка“, Вторая младшая группа» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Актуальность проекта.
Метод проектов – современный метод обучения. Его тема должна увлекать ребенка и часто тематику проекта задают именно интересы детей. В нашем же случае, сами природа и календарь предоставили материал, который привлек внимание детей, материал для разговоров, наблюдений, исследований, опытов и творчества. Действительно, зима – особенная радость для детей, приглашающая их в сказку. Сосульки, ледяные горки, узоры на окнах и, конечно же, снег. Волшебный, таинственный, таящий в себе множество вопросов и загадок, которые так хочется разгадать.
Мотивация, постановка проблемы.
В наступлении зимы есть своя особая прелесть. Первые робкие ажурные снежинки – настоящее чудо для детей! И в этот раз оно не обошло нас стороной. В третий раз в жизни, но, несомненно, уже более осмысленно ребята из моей группы наблюдают за главным признаком зимы. Дав ребятам на прогулке возможность оглядеться вокруг, опробовать снег на ощупь, поиграть с ним, я поставила перед ними проблемный вопрос «Почему вокруг бело?» и именно с него и началась наша работа.
Модель трех вопросов.
Я знаю….
Семен: «Зимой падают снежинки»
Ваня: «Зимой куличики можно лепить и шарики»
Семен: «И снеговика можно лепить»
Артем Ч. : «Снег засыпает крыши»
Рома: «И город засыпает»
Есения: «Снег белый»
Семен: «Елочку надо украшать. И Дед Мороз приходит с подарками»
Ваня: «Елка придет к нам»
Есения: «Мне Дед Мороз робота подарит»
Я хочу узнать (хочу сделать).
Семен: «Снеговика слепить из снега»
Артем Ч. : «Лопатой копать»
Семен: «На санках кататься»
Как узнать.
Ваня: «Бабушка Катя умеет снеговика лепить. Но я ее телефон не знаю»
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников младшего возраста в процессе разработки и реализации образовательного проекта «Снежинка – белая пушинка».
Задачи проекта (П, Р, ХЭ, Ф, СК):
- формировать знания детей о снеге, его свойствах;
- познакомить с зимними явлениями природы, зимними забавами;
- стимулировать познавательный интерес к природным явлениям;
- учить детей приобретать новые знания через экспериментирование, учить делать выводы, умозаключения;
- содействовать расширению словаря за счет обозначения качеств снега (холодный, липкий, пушистый, снежинок (красивая, блестит, зимних явлений природы (снегопад, снежинка, сугроб, метель, поземка) и т. д. ;
- создавать условия для развития связной речи;
- развивать интерес к художественной литературе;
- развивать способности детей к продуктивной деятельности, совершенствовать навыки рисования, аппликации, развивать творческие способности;
- воспитывать умение замечать красоту зимней природы, проявлять эмоциональный отклик на красоту зимы;
- удовлетворить потребность в двигательной активности, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, играх со снегом;
- обучить правилам безопасного поведения зимой на улице, при игре со снегом;
- развивать навыки сотрудничества между детьми в процессе практической деятельности;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности в условиях детского сада, вызвать положительные эмоции в процессе данной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
1) консультация для родителей «Зимние забавы», «Осторожно, гололед!», «Провалился я под лед»;
2) рекомендации родителям по лексической теме «Зима»;
3) папка-передвижка «Зимние витамины»;
4) выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями на тему «Снежная фантазия»;
5) мастер-класс «Снеговичок».
ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
Речевое развитие (Р, П, СК, ХЭ, Ф)
Речевые упражнения «Подбери словечко», «Дополни предложение», «Какой бывает зимний день?», «Один – много», «Составь предложения по картинкам», составим рассказ по картинкам на тему «Как слепить снеговика?» (Приложение 1).
Чтение художественной литературы:
русская народная сказка «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»
братья Гримм «Госпожа Метелица»
В. Берестов «Гололедица»
Э. Мошковская «Зима»
Н. Найденова «Письмо зимы»
И. Гурина «Снеговик»
А. Прокофьев «Мы снежинки»
Т. Коваль «Зимние деньки»
Н. Городецкая «На горке»
М. Клокова «Снежинки»
З. Александрова «Новый снег»
А. Парошин «Шубка, шарф, пальто, валенки»
И. Гурина «Снежный бой»
Заучивание отрывка: С. Михалков «Снег» (Приложение 2).
Составление рассказов из личного опыта «Мои любимые зимние игры и забавы».
Физическое развитие (Ф, СК, Р, ХЭ, П)
Пальчиковая гимнастика «Маленький Егорка», «Снеговик», «Наши ручки замерзают» (Приложение 3).
Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Льдинка» (Приложение 4).
Самостоятельные игры на прогулке: ходьба по снежному завалу, катание на ледянках, постройки из снега – крепости, горки, «Попади в цель», «Чей ком больше», «Метание снежков вдаль», лепка снеговиков, снежков.
Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зимние забавы» (катание на коньках, санках, лыжах, лепка снеговиков, игры в снежки и пр.)
Упражнения на имитацию движений: «Полет снежинок», «Лыжники», «По снежочку мы пойдем», «На коньках».
Зарядка по показу под музыку: Анималики «Зимняя зарядка», «Детская игра», «Мы погреемся немножко».
Художественно-эстетическое развитие (ХЭ, П, Р, СК, Ф)
Просмотр репродукций, размещение их на «Полочке красоты»: С. Ю. Жуковский «Зима», А. М. Васнецов «Зимний сон», И. А. Пелевин «Дети в санях», Н. П. Крымов «Зимние забавы» (Приложение 5).
Просмотр презентации «Зимние явления в природе»: снег, снегопад, гололедица, сосулька, сугроб, иней, метель, поземка, оттепель.
Рисование гуашью «Снеговик» (Приложение 6, «Снег идет» (Приложение 7).
Аппликация «Варежка (шапка)» (Приложение 8).
Коллективная аппликация из салфеток «Снежинка».
Прослушивание песен: Ю. Верижников «Пришла зима», М. Львовский, М. Мильман «Морозный денек», Г. Лебедева, Е. Жданова «Снежки», З. Петрова, А. Островский «Зимы я вовсе не боюсь», «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик».
Просмотр иллюстраций на тему «Зима. Снег. Снежинки».
Раскраски на тему «Зима. Снег. Снежинки».
Познавательное развитие (П, Р, СК, Ф, ХЭ)
Наблюдения за природой: пришла зима, нет травки, цветов, деревья скинули листья, снег лежит на земле, на крышах, холодно.
Наблюдения за снегом, игры со снегом:
- снять варежку, подержать комочек снега на ладони, потрогать его руками, наблюдать, как тает;
- подбросить вверх лопаткой, наблюдать, как он падает;
- в морозный день слушать, как скрипит снег под ногами;
- рассматривание следов ног взрослых, детей, птиц на снегу, «печатание» на снегу различных фигур;
- наблюдать за снегопадом, ловить на ладошку снежинки.
Дидактические игры «Когда это бывает?» (Приложение 9, «Найди пару варежке» (Приложение 10, «Назови лишнее слово».
Беседа «Пришла волшебница зима».
Беседа-рассуждение «Кому нужна зима?», «Если бы зимой не было снега?»; «Почему зимой не видно рек?».
Компьютерные развивающие игры:
- «4 сезона года»
- «Снежки»
Отгадывание загадок на тему «Зима» (Приложение 11).
Просмотр мультфильмов:
- «Наступила зима»;
- «Что такое зима?»;
- «Лунтик» (сборник зимних мультфильмов);
- «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Дети! Осторожно, зима!».
Конструирование: выкладывание снежинок из счетных палочек, мозаики, конструктора «Собирай-ка», «репейника», Bigga.
Опыты и эксперименты со снегом и льдом (Приложение 12).
Социально-коммуникативное развитие (СК, Ф, Р, П, ХЭ)
Трудовая деятельность на прогулке: сгребание снега лопатками со скамеек и стола, расчистка дорожек, вынос снега с участка.
Беседы-рассуждения «Снег может быть опасен», «Почему нельзя есть снег», «Моя любимая зимняя игра», «Пришел мороз – береги уши и нос».
Сюжетно-ролевые игры: «Следопыты», «Путешествие в зимний лес», «Одеваем куклу на зимнюю прогулку».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Продукты проекта
- папка с иллюстрациями «Снежинки», «Зимушка-зима», «Зимние забавы»;
- презентация «Зимние явления природы»;
- подборка песен, музыкального сопровождения для зарядки, загадок, компьютерных игр, мультфильмов, пальчиковой гимнастики на тему «Зима. Снег» для детей второй младшей группы;
- «копилка» опытов и экспериментов на тему «Снег. Свойства снега»;
- продукты детского творчества (рисунки, аппликации);
- фотоматериалы;
- консультации для родителей, папки-передвижки на тему;
- творческие работы на тему «Снежная фантазия», выполненные детьми совместно с родителями.