Марина Храмова
Образовательный проект с детьми дошкольного возраста «Сказка в гости к нам идет, доброту с собой несет»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект с детьми дошкольного возраста «Сказка в гости к нам идет, доброту с собой несет»
Выполнили: Храмова М. С., воспитатель первой квалификационной категории
Васляева А. С., воспитатель первой квалификационной категории
Публикация «Образовательный проект с детьми дошкольного возраста „Сказка в гости к нам идет, доброту с собой несет“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
В дошкольном возрасте духовно-нравственное развитие детей проходит несколько этапов. Раннее детство – это период, когда у ребенка закладываются основы физического и психического здоровья. От того, каким откроется ребенку с самого начала мир, будет зависеть его духовный рост. В этот период необходимо создавать условия, обеспечивающие ему благополучное эмоциональное развитие.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны просты для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество — это сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, мы каждый раз напоминаем о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Рукавчика», «Лиса и заяц» - сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
Наши дети не умеют общаться друг с другом (делиться игрушками, просить прощение за проступки, благодарить за помощь, не всегда проявляют уважение к старшим. Редко могут посочувствовать близким людям, сверстникам, героям сказок. Все этому учат русские народные сказки.
Именно на положительных героев русских сказок ребёнок стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Благодаря положительным качествам главный герой из любой ситуации выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам.
Описание проектной деятельности
В детском саду разработана Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Тропинкой добра». Содержание Программы рассчитано на детей в возрасте от 2 до 7 лет. К Программе разработаны рабочие тетради и адаптированные тексты по всем возрастам.
В основе работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) лежит русская народная сказка. Работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших дошкольников строиться не только на основе изучения сказок, но и в ходе подготовки к народным и православным праздникам.
Опираясь на содержание программы для детей в возрасте от 3 до 4 лет мы разработали образовательный проект «Сказка в гости к нам идет, доброту с собой несет».
Сроки реализации проекта: август 2022г. – май 2023г.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.
Цель проекта - формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста с помощью русских народных сказок.
Задачи проекта:
• формировать у детей представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
• развивать инициативу, любознательность и самостоятельность;
• содействовать формированию духовно-нравственных качеств (сострадание, забота, внимание к родным и близким) с помощью русских народных сказок;
• создавать условия для самореализации ребенка в различных видах творческой деятельности, эмоционального постижения культурных традиций русского народа;
• повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
В процессе реализации проекта «Сказка в гости к нам идет, доброту с собой несет» использованы различные формы организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми и их родителями.
Ожидаемые результаты:
• усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо, приобретение добрых привычек и неприятие вредных;
• у детей сформированы первичные представления о традициях празднования православных праздников (Рождество Христово, Пасха);
• проявление основных христианских добродетелей: сострадание, послушание, милосердие, уважение старших, почитание родителей;
• участие детей и родителей в приобщении к опыту православной культуры и традиционного семейного уклада: посещение храма, соблюдение православных традиций, возрождение традиций семьи.
Этапы реализации проекта:
1-й этап – подготовительный (август 2022г.)
2-й этап – организационно-практический (сентябрь 2022г. - 1-2 неделя мая 2023г.)
3-й этап – итоговый (3-4 неделя 2023г.)
1 этап - подготовительный
• Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала и наглядных пособий по теме.
• Разработка перспективного плана.
• Подбор атрибутов для игр – драматизаций, изготовление костюмов и масок.
• Оформление книжного уголка в группе.
• Разработка конспектов, сценариев образовательных мероприятий.
• Изготовление дидактических игр.
• Подбор консультаций и наглядно-текстовой информации для родителей.
• Информирование родителей о старте проекта с помощью мессенджеров.
2 этап организационно-практический:
Сентябрь. Тема «Дружба. (по р. н. с. «Теремок»)»
• чтение сказки;
• рассматривание иллюстраций;
• д/и «Кто как поет?», «Отгадай, кто это?»;
• д/и «Угадай чей дом?»;
• хороводная игра «Ходит Ваня»;
• заучивание потешки «Сидит белочка в тележке;
• внесение конусного театра «Теремок»;
Октябрь. Тема «Согласие. (по р. н. с. «Репка»)»
• чтение стихов об овощах;
• д/и «Чего не стало», «Назови овощи», «Узнай на вкус»;
• беседа «Что выросло на нашем огороде»;
• экскурсия на огород;
• итоговое мероприятие Праздник «Осень в гости к нам при шла»
Ноябрь. Тема «Мама. Любовь. Забота. (по р. н. с. «Волк и козлята»)»
• чтение сказки с рассматриванием иллюстраций;
• д/и «Чей малыш?»;
• итоговое мероприятие Праздник «Мамочка любимая».
Декабрь. Тема «Послушание. (по р. н. с. «Кот, петух и лиса»).
• чтение сказки и рассматривание иллюстраций;
• слушание и разучивание русских народных песен «Петушок»
• рассматривание картин: домашние птицы, дикие домашние животные;
• Рисование «Заборчик для петушка»;
• итоговое мероприятие показ кукольного театра «Кот, петух и лиса»
Январь. Тема «Рождество Христово. (Рождественские рассказы и стихи)»
• чтение произведений о Рождестве Христовом;
• разучивание стихов;
• рассматривание иллюстраций о Рождестве;
• итоговое мероприятие праздник «Однажды в Рождество»
Февраль. Тема «Смелость. Забота о близких. (по р. н. с. «Маша и медведь»)»
• знакомство со сказкой «Маша и медведь».
• Лепка «Короб с пирожками»;
• чтение сказки;
• беседа «Наши добрые дела»;
• итоговое мероприятие физкультурный досуг «Смелые ребята».
Март. Тема «Внимание. Поддержка. (по р. н. с. «Заюшкина избушка»)»
• знакомство со сказкой;
• Аппликация «Домик для зайчика»;
• рассматривание иллюстраций к сказке;
• настольный театр «Заюшкина избушка».
• итоговое мероприятие инсценировка сказки «Заюшкина избушка» совместно со старшими детьми.
Апрель. Тема «Пасха красная (Пасхальные стихи и рассказы)».
• чтение о Пасхе, разучивание стихов;
• беседы с детьми о празднике на основе прочитанного и личного опыта;
• рисование «Раскрась Пасхальное яичко»;
• итоговое мероприятие Праздник «Светлый праздник Воскресения»
Май. Тема «Ответственность (по р. н. с. «Гуси-лебеди»)»
• чтение сказки;
• беседа по сказке;
• д/и «Что такое хорошо, что такое плохо»;
• Нетрадиционное рисование тычками «Лесные яблочки»;
• Итоговое мероприятие физкультурный досуг «Поможем дружочку в пути»
Работа с родителями:
изготовление конусного театра «Теремок»;
консультация «Сказка, как средство духовно-нравственного развития дошкольников»
тематическая выставка «Дары природы»
выставка «Золотые руки мамочки моей»;
консультация для родителя «О Рождестве Христовом», «Традиции празднования Рождества на Руси»;
мастерская Деда Мороза.
выставка «Мамины руки не знают скуки»
консультация «Ребенок и пост»;
выставка «Пасхальное яичко»;
3 этап - итоговый
• Обобщение и распространение опыта работы.
• Трансляция публикаций на сайтах ДОУ, maam.ru, nsportal.ru и др.
• Подведение итогов проектной деятельности (через родительские уголки и мессенджеры).