Литвинова Марина
Образовательный проект «Крепыш» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание Программы
3. Структура Программы
4. Информационно-образовательная работа с детьми
5. Взаимодействие с родителями
6. Ожидаемый итоговый результат реализации Программы.
7. Содержание дополнительной Программы обучения. Перспективный план. 8. Результативность работы кружка
9. Литература
1. Пояснительная записка
Темочки:
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Основная направленность программы «Крепыш» - сохранение и укрепление здоровья детей. На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
•наследственность;
•неблагоприятная экологическая обстановка;
•электронно-лучевое и «метало - звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
•образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья). Отклонения в опорно - двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Наблюдая за детьми на ООД по физической культуре, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей. На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы. Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, мы разработали Программу физкультурно - оздоровительного кружка «Крепыш». Данная Программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Содержание работы
Цель Программы
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи Программы
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитывать положительные черты характера.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Актуальность Программы
Актуальность программы заключается в том, что главным средством развивающее – оздоровительно - коррекционной работы является фитбол -гимнастика – занятия на больших упругих мячах. Основное преимущество фитбол - гимнастики в том, что все упражнения выполняются сидя или лёжа на фитнес-мяче, при этом ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при аэробных тренировках стоя. Сердечнососудистая система работает в щадящем режиме. Во время выполнения динамических упражнений на мяче осевая нагрузка на позвоночник практически отсутствует, так как мяч создаёт хорошую амортизацию всего тела. Упругая неустойчивая среда необходима для формирования вестибулярного аппарата, чувства равновесия, ритма движений. Вестибулярная тренировка жизненно необходима для развития и нормального функционирования центров регуляции сердечнососудистой системы. Мяч – это игрушка и партнёр, он красив и главное, подвижен, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребёнка в целях сохранения равновесия включать в работу те специфические группы мышц, так называемые, глубокие мышцы, которые не задействуются при выполнении других видов упражнений.
Пути реализации Программы
1. Консультации с врачами-специалистами детской городской поликлиники.
2. Поиск информации в специальных источниках (медицинская литература по профилактике сколиоза и нарушении плоскостопия, по оздоровлению детей; методическая литература по проведению ООД по физическому развитию детей в детском саду).
Принципы реализации Программы
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип научности.
8. Принцип оздоровительной направленности.
3. Структура Программы
Комплектование групп детей для занятий в физкультурно-оздоровительной кружке «Крепыш» проводится с учетом общего функционального состояния детей младшего и среднего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга, педиатра). Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по 20(25) минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных Программных занятиях.
В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей : фронтальный, групповой, индивидуальный.
Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие нарушению осанки и коррекции плоскостопия. Темп выполнения – медленный, умеренный, средний, дозировка 5-7 повторений. В основную часть входят упражнения из положения, лежа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация, подвижные игры). С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Создание полноценной физкультурно - оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые доски, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, фитболы). Таким образом, акцент в оздоровительной работе Программы кружка «Крепыш» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.
4. Информационно-образовательная работа с детьми
1. Первичный осмотр детей медсестрой детского сада и педиатром детской поликлиники при поступлении в детский сад.
2. Взаимосвязь медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации д/с с педагогами и родителями в вопросах профилактике ОРВИ, сколиоза и плоскостопия.
3. Использование специальных упражнений на занятиях.
5. Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора. Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает: 1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ. Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей :
1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.
2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа-родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
•информация для родителей на стендах, консультации;
•устные журналы с участием различных специалистов;
•инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
•семинары-практикумы;
•«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале;
•физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
6. Ожидаемый итоговый результат реализации Программы
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно оздоровительной работе с детьми.
8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Занятия проводятся:
1-ый год обучения - дети 4-го года жизни, 1 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.
1-ый год обучения - дети 5-го года жизни, 1 раза в неделю, продолжительностью 25 минут.
7. Содержание дополнительной образовательной Программы
1-й год обучения (дети 4-го года жизни)
Задачи:
• вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений;
• обучать технике выполнения упражнений с учетом двигательной подготовленности;
• создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении;
• воспитывать волевые качества, стимулировать стремление ребенка к своему личному совершенствованию.
8. Прогнозируемые результаты
по окончании 1-го года обучения дети должны знать:
- что такое здоровье и как надо его беречь,
- правила техники безопасности при выполнении упражнений;
уметь:
- ходить с предметом на голове, выполняя различные задания,
- выполнять упражнения на фитбол - мячах в исходном положении сидя,
- выполнять упражнения для развития гибкости,
- играть в игры общего и специального характера;
- навыки:
- соблюдение порядка, дисциплины, правил гигиены на занятии.